Тайна Церкви
Слово в день памяти святителя и чудотворца Николая, архиепископа Мир Ликийских
Христос воскресе!
Если бы я не знал, что держу в руках силу любви Божией — Крест Христов, а значит и Его Воскресение, силу Его слова, как мог бы я говорить о том, что возвещает сегодня Евангелие? Как могли бы мы принести достойную похвалу святителю и чудотворцу Николаю?
Это тайна Церкви, тайна Царства, тайна Самого Христа. «Блаженны нищие, блаженны алчущии и жаждущии правды, блаженны плачущии». Есть ли у нас мужество принять Христово Царство? Эти потрясающие слова говорят нам, что есть тайна христиан, идущих вслед Христу. «Блаженны нищие». Принимаем ли мы их как раскрытие тайны Христова Креста? Нет другого пути, нет другой возможности соединиться со Христом. «Христос — путь, истина и жизнь».
Заповеди блаженства — изображение того, что происходит со Христом и то, что Он хочет передать нам, чтобы любовь Божия во Христе Иисусе излилась Духом Святым в наших нищих человеческих сердцах. Эти заповеди бьют источником воды живой среди мира печали, несчастья и страданий. Уходя из этого мира, Господь не оставляет нас, и это наполняет нас радостью, потому что Он оставляет нам Свой мир, Свою радость: «Мир оставляю вам, мир Мой даю вам, не так, как мир дает» (Ин. 14, 27). Он дает нам его в час, когда Он восходит ко Кресту и Воскресению, и когда говорит: «Блаженны нищие, ибо их есть Царство Небесное». Здесь мера того, чем должна быть вера наша. Христос дает нам жизнь, Он дает нам Свою жизнь — готовы ли мы в свою очередь отдать Ему свою, потому что Он так любит нас?
В Церкви звучат непостижимые, неслыханные слова, когда Христос говорит. «Блаженны вы, когда возненавидят вас люди и когда отлучат вас, и будут поносить, и пронесут имя ваше, как бесчестное, Сына Человеческого ради». Есть в них что-то все на свете превосходящее, вышеестественное, они — суть Евангелия, истина христианства. Мне приходилось встречать людей, которые, находясь еще на пороге веры, говорили: «Но это то, что я всегда чувствовал, то, чего всегда искал, то, чего жаждал услышать». Смысл нашей жизни — не мешать Господу раскрыть в нас Свою любовь, Свой мир, Свою радость, радость даже среди гонений. Это то, что, в конце концов, является главным признаком христианина. «Мир оставляю вам, радость Мою даю вам» — узнать это, значит по-настоящему обрести веру в Воскресение Христово. Слово Божие предупреждает нас: «Если Христос не воскрес, ваша вера ничего не значит, вы по-прежнему в грехах ваших». Но в праздник нашего пасхального святого — святителя Николая, так же как в праздник святого Царя-мученика Николая, который восходил к святости под его покровом, в праздник всех наших святых, мы возвещаем заповеди блаженства, потому что Христос воскрес. Эти заповеди есть следствие победы Божией, они исходят из Воскресения Христова.
Христос — нищий, нищий прежде всего. Он от всего обнищал, Он, обнаженный от Своей Божественной славы, был пригвожден ко Кресту, оставлен и предан всеми. Но среди этого предательства, этой смерти, этой нищеты, Он предает Себя в руки Отца. И это то, чему научился у Господа Своего святитель Николай, святой Царь-мученик, все святые. Это то, чему мы должны учиться во всей нашей жизни — предавать себя воле Отчей, которая есть вечное блаженство. Господь хочет, чтобы мы были бесконечно счастливы. И Он хочет, чтобы мы были счастливы уже в этом мире. Посреди этого мира всегда — Воскресший Христос. Он избавляет нас от грехов, Он предлагает нам надежду, Он отверзает нам небеса, Он дает нам жизнь. Христос воскресе из мертвых, и мы можем возрадоваться и возвеселиться.
Святитель Николай — образ истинного христианина, призванного в Господе и Господом, избранного Им и не посрамившего своего призвания. Ему открылась в глубинах жизни радость, которая пронизывает светом своим все беды, печали, несчастья, болезни и даже смерть. И потому он спешит всегда к скорбящим, призывающим его на помощь людям, неся им этот свет. «Вы нищие, отверженные, гонимые, — говорит он, — вы можете быть счастливы. Вам дается это счастье. Ибо истинное счастье — не там, где богатство, успех, наслаждения». Как бы ни был ты несчастлив, Христос может сделать тебя счастливым. Христиане — это самые счастливые люди. Если кто из нас не может сказать так о себе, надо спросить — почему? Вы скажете, о каком счастье идет речь — о том, что в этой жизни или в будущей? Оно сейчас уже — не в будущем только веке, когда все откроется в полноте, — принадлежит нам. Блаженство, которое обещают заповеди Христовы, это Царство Божие, эта любовь Его уже сейчас присутствуют среди самых наших великих скорбей. В этом тайна бесконечно милосердного служения святителя Николая. Ради того, чтобы мы приобщились этой тайне, так чудесно помогает он нам.
И мы можем через все пройти, при условии, что будет у нас живая вера в воскресение Христово, вера в то, что Христос — первенец из мертвых, и что Его святым принадлежит эта слава, и что всем нам обещано воскресение. Наша радость — радость тех, кто уже воскрес со Христом. Если бы жизнь кончалась здесь, мы были бы несчастнее всех человеков. Но мы веруем и знаем, что Христос все победил. И не для того, наверное, святитель Николай проявляет такую необыкновенную заботу о наших телесных и материальных нуждах, чтобы мы все больше прилеплялись к земле. А чтобы помнили, что воскресение наших тел должно занимать центральное место в нашей духовной жизни.
Будем молиться святителю Николаю о всех наших нуждах, но прежде всего будем испрашивать у него главное утешение — чтобы дарована была нам его предстательством истинная вера и радость о Христе воскресшем. Много слов хочет сказать нам сегодня наш любимый святой, а говорит одно только слово — о любви ко Господу и к ближним нашим, в несомненной надежде, что все остальное приложится нам с избытком. А если вслушаться, то можно услышать, как это слово звучит в пасхальном приветствии, с которым он обращается к нам: Христос воскресе! Аминь.
Протоиерей Александр Шаргунов
Добавить комментарий