Самое главное чудо святителя Николая
Сегодня праздник святителя Николая в честь перенесения его святых и многоцелебных мощей, через которые уже столько веков совершаются бесчисленные чудеса, оттого что и телом своим после смерти он причастен Воскресению Христову и славе Его Вознесения. Поистине, как поем мы в Акафисте, у него — «неисчерпаемое чудес море». Снова и снова могли бы мы рассказывать о чудесной помощи святителя Николая, явленной как в древности, так и сейчас. Но Церковь призывает нас всех приобщиться прежде всего самому главному чуду, без которого все чудеса теряют смысл и не чудесны.
Мы живем в мире жестокости, страданий и бед, и события каждого дня напоминают нам об этом. Но в самом сердце этих скорбей всегда прорастает жизнь в Боге. Почему каждый четверг в течение всего года Церковь совершает память святителя Николая вместе с апостолами? Почему святая апостольская Церковь возводит подвиг святителя Николая к самым своим истокам? Потому что святитель Николай, как и апостолы, проходил через все испытания, чтобы возвещать о победе Христовой. Исповеданием веры и жизнью по вере. Делами того милосердия, которое открылось ему в воскресшем Христе. Святой Никола Милостивый видел все в свете Божественном, в свете любви. Приобщившись однажды этой любви, он подобно апостолам увещал всех хранить переданную от Господа веру, говоря: «Многими скорбями надлежит нам войти в Царство Божие». Вот в чем смысл глубокого участия святителя Николая в наших бедах. Ему, его поистине равноапостольным свидетельством о том, для чего даются нам скорби, обязаны многие из нас своей верой.
В сердце этого мира есть ни с чем несравнимая любовь — любовь Самого Бога, Отца, Сына и Святого Духа. Здесь — в сокровенной глубине нашей жизни — она обновляет нас, преображает нас, дает нам возможность любить друг друга. Смотрим ли мы безнадежным взором, почти с тем же приговором, который всегда наготове у врага рода человеческого, на наших ближних или веруем в силу любви, способную изменить окаменевших в грехе людей на самой главной их глубине? Не для того только мы молимся святителю Николаю, чтобы получить самим избавление от наших все возрастающих бед, а сподобиться его предстательством благодатного утешения. Потому что бывают такие скорби, когда утешить может только Бог. И мы должны явить другим новую жизнь, которую дает нам любовь, имеющая крестную пасхальную силу.
«Заповедь новую даю вам — да любите друг друга», — говорит Господь. Какое чудо! Но мы можем понять, о какой любви Он говорит, только тогда, когда узнаем, что она коренится в любви Самого Христа: «Как Я возлюбил вас, да любите друг друга». Святитель Николай стал святым, когда до конца понял, что мы призваны любить так, как Христос возлюбил всех людей.
Мы знаем, что сверху донизу нашего мира проходит трещина разделения нелюбви и греха. Но есть иное искушение — отступить от верности истине и правде Христовой, ради мнимого единства и согласия всех. Мы помним, как святитель Николай победил этот соблазн на Первом Вселенском Соборе силою Христовой. Христос ясно говорит: «Мир оставляю вам, мир Мой даю вам; не так, как мир дает, Я даю вам» (Ин. 14, 27). Мир Господень — это Его Божественный мир, Его поистине всеохватывающий, имеющий полноту небесных даров мир. И Он говорит апостолам: «Да не смущается сердце ваше и да не устрашается», потому что Его смерть и Его воскресение дают радость, исходяшую от Отца, когда мы вступаем со Христом в тайну Духа Святого верностью истине.
Христианин — человек необыкновенный, он — тот, кто принял дар Духа, дар, который соделывает нас новыми людьми. «Изволися Духу Святому и нам» — так начинаются определения Апостольского Собора, всех последующих за ним Соборов, Первого Вселенского Собора, на котором святитель Николай заградил уста нечестивого Ария. «Изволися Духу Святому и нам». Кто может иметь дерзновение произнести эти слова! Апостолы и святые отцы принимают свои решения в Духе Святом. Потому тайна Господня присутствует в их решениях, и это слово любви и истины мы призваны, чего бы нам это не стоило, хранить в нашей Святой Соборной Апостольской Церкви до конца.
Нам всем дано было снова узнать в прошедшие пасхальные дни, что Христос — Победитель смерти и диавола, отца лжи. И мы знаем, что любовь Христова, нисходящая свыше, неотделима от Его истины, превосходит всё, все наши немощи, все наши грехи и делает нас, как святителя Николая, как всех святых, пусть мы несравненно далеки от них, чадами Божиими по благодати усыновления. «Возлюбим друг друга, — восклицаем мы за Божественной литургией, — да единомыслием исповемы». Этому мы должны приобщаться всю жизнь, это означает наше причастие!
Эта любовь всепревосходящая не имела бы смысла, если бы не была любовью Самого Бога. Эта Божественная любовь делает нас причастниками Тайны Самого Бога, любви, спасающей нас прежде создания мира в Превечном Совете во Христе. Мы должны дать Богу сделать нас причастниками Его бесконечной любви. Никакая человеческая любовь не может достигнуть этого. Человеческая любовь разбивается о трудности, о скорби, о немощи, о смерть.
Но любовь Божия приходит к нам, чтобы утешить нас, чтобы возродить нас. Сила Божественной любви бесконечна. Эта бесконечность любви влечет нас любить. Мы призваны любить всех людей, абсолютно всех, к какой бы категории они ни принадлежали, даже если они наши враги. И ради этого гнушаться врагов Божиих, как святитель Николай на Первом Вселенском Соборе, и поражать врагов Отечества, как святитель Николай через свои многочисленные чудотворные образы, явленные на нашей земле, — ради возможности покаяния и спасения тех же врагов. Мы должны любить до конца. «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если вы будете иметь любовь между собою». Любовь Божия открывает нам, что мы Богом любимы. Никто из нас не может стать настоящим христианином, пока в этом не убедится, по дару воскресшего Господа. Через все страдания, скорби и беды, через смерть — сияет светлее солнца любовь Христова.
Эта непобедимая любовь совершит то, что на месте этого мира, лежащего во зле, однажды явится новый мир. «Бог будет обитать с ними, — говорит Откровение о тех, кто научится Христову добру, — они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их. И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее все миновало» (Откр. 21, 3). И тогда Господь сможет сказать: «Се, творю все новое». Наш Спаситель уже принес нам новизну. Она является в ветшающем этом мире всякий раз, когда человек приобщается Христовой победе добра над злом. Мы видим ее в наших любимых святых, таких как святитель Николай, святой царь Николай II, во всех новомучениках и исповедниках Церкви Русской.
Да обновит Господь и нас в сегодняшний праздник в сокровенных глубинах наших сердец. Пусть благодать, которую мы восприняли в Пасхе, как семя будущей жизни, раскроется в наших отношениях со всеми людьми здесь на земле и явится в полноте истины и любви, когда мы станем непостижимым заступничеством наших святых рядом с ними пред Господом и увидим Его лицом к лицу.
протоиерей Александр Шаргунов
Добавить комментарий