Доступно ли нам Царство Божие
Слово в Неделю 30-ю по Пятидесятнице
После чтения сегодняшнего воскресного Евангелия у некоторых могут возникнуть вопросы. На самом деле невозможно слушать Слово Божие, не задавая вопросов, как невозможно не быть вопрошаемым этим Словом. Почему вслед за возвещением о пришествии Царства Божия и приглашением всех принять его как самое чудесное благовестие, какое когда-либо было, мы слышим о решительном ограничении доступа в него? И о том, как трудно войти в него, и что немногие находят путь к нему? Зачем давать приглашение, на которое немногие могут ответить? Или, например, человек с трудом нашел работу, чтобы благодаря ей иметь крышу над головой и содержать свою семью, — как можно ставить вопрос о том, чтобы все оставить и обречь себя и тех, кого любишь, на нищенское существование, а самому направиться на поиски Царства Божия?
Первый вопрос: что надо делать, чтобы войти в Царство Божие, то есть обладать благами, которые Христос пришел возвестить от имени Отца Небесного? Христос отвечает на него предельно понятным для всех образом: соблюдать заповеди. Его ответ не означает, что надо сосредоточиться только на соблюдении обрядов и всех религиозных предписаний, но на принятии существенных замыслов Господа о человеке, на принципах правды, истины и верности Богу, которые должны стать содержанием человеческой жизни. Бог знает нас, и Он знает, что это не произойдет само. Вот почему Он настойчиво напоминает о первом неотъемлемом условии доступа к благам Царства Божия, предлагаемых нам. Именно этому учит Христос. Но Он предлагает новый способ исполнения заповедей — в следовании Ему. Недостаточно одной ревности, искренности и внешнего благочестия. Заповеди надо стремиться соблюдать так, как Сам Христос соблюдает их и учит жить по ним — с сыновней верностью, с сердцем, исполненным любви, с желанием воздать славу Богу свидетельством правды и истины.
С этим же связан и ответ на второй вопрос: зачем надо требовать пойти и продать все имения, когда это невозможно для огромного большинства верующих. Постараемся понять, что речь идет не о том, чтобы купить Царство Божие добрыми делами, а о том, чтобы увидеть, что символизируют собой наши богатства. Велики они или малы, в них можно видеть успех, безопасность, значимость нашего положения, власть, свободу жить для себя. Наши богатства, сознаем мы это или нет, всегда сопутствуют некоему духу, существенными чертами которого являются гордость своей жизнью и личная самодостаточность. Богатства питают наше чувство превозношения перед другими, сознание ненужности кого бы то ни было для нас.
Именно этот дух является препятствием для вхождения в Царство Божие, почти непреодолимым препятствием, родом тупика, на котором прекращается всякий путь, ведущий в Царство Божие. Царство Божие — это дар. Оно не покупается. Оно не продается. Чтобы принять его, надо не иметь ничего, что препятствует его приобретению. Здесь сердце учения Христова. Царство Божие совершенно. Ему нельзя ничего предпочесть. И невозможно одновременно обладать всеми видами земных богатств, которые заполняют наше сердце и не дают нам обладать обещанными Богом благами и наслаждаться ими. Нельзя измерять личное царство своими достижениями и в то же время рассчитывать на то, что обещано Богом.
Будем помнить о том, что существует много способов быть богатым, которые раздваивают наше сердце и не дают нам сделать решительный выбор в пользу Царства Божия. У каждого из нас свои богатства. У каждого свои имения, свои блага и титулы, которые составляют настоящую преграду, как слишком большое количество багажа, своей тяжестью лишающего нас свободы отправиться в дальнюю дорогу. Это те богатства, от которых надо избавляться. И лучший способ сделать это — разделить их с теми, кто не имеет ничего.
Слово Божие всегда актуально. Оно предлагает нам принять самое великое из всех богатств — жизнь, отданную Христом, чтобы освободить нас от всего, за что мы так держимся, и что препятствует нам войти в Царство Божие. Может быть, мы сделаем это уже сегодня?
Протоиерей Александр Шаргунов
Добавить комментарий