Свидетельствовать о истине
Пассия. Евангелие от Иоанна
«Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать о истине», — говорит Христос (Ин. 18, 37). Христос пришел только для этого, ни для чего другого, — возвестить истину, которая есть Бог. В этом заключается тайна Христа. Что это значит? Христос пришел, чтобы свидетельствовать о любви Своего Небесного Отца. Отец Небесный любит человечество до бесконечности, и Он предает Своего Сына в руки грешников, которые убьют Его. В этом — Божественная истина. Так возлюбил Бог мир, что предает Сына Своего на смерть, чтобы Он дал нам жизнь в полноте.
Необходимо услышать это свидетельство, в котором — вся наша жизнь. Мы тоже призваны к свидетельству. Но слишком часто это слово «свидетельство» теряет для нас всякий смысл. Многие христиане с легкостью произносят это слово, не задумываясь о том, что подлинное свидетельство ведет к смерти, ведет к мученичеству, ведет ко кресту. Речь на самом деле идет о свидетельстве присутствия Бога в человеческой жизни.
Оно рождается в нас там, где Дух Святой свидетельствует нашему духу, что мы чада Божии. Евангелие от Иоанна вводит нас в тайну Христовой любви и свободы. Христос вольно предает Себя в руки врагов. Он говорит пришедшим взять Его воинам и слугам первосвященников: «Это Я», и они падают на землю. Эти слова с удивительной простотой показывают, что Христос — воистину Бог. Он воистину являет тайну Бога в непостижимой глубине того, что Он есть. Эту тайну Он с поразительным достоинством раскрыл в разговоре с Пилатом: «Царство Мое не от мира сего. Если бы от мира сего было Царство Мое, то служители Мои подвизались бы за Меня, чтобы Я не был предан иудеям». Его Царство — это небесная жизнь, жизнь в Боге, в глубинах тайн Божиих. И Христос — весь только взор, устремленный к Отцу, взор Его ответной любви к Нему.
Мы тоже должны быть свидетелями истины, и это значит, что мы должны до конца предать себя ей. Разумеется, и мы спрашиваем иногда: «Что есть истина?» Пилат задал этот вопрос скептически, как человек мира сего. Он не знал глубинных тайн жизни, и в этом было его несчастье. Христос не отвечает на вопрошание Пилата. Потому что он сам закрыл дверь любви и истины. Страдания Христовы напоминают нам, что от нас зависит закрыть или открыть эту дверь блаженства, дверь жизни, дверь радости.
Мы призваны к этому высшему свидетельству. Христос явил Свое дивное свидетельство перед Понтием Пилатом, чтобы мы могли войти в него. Чтобы мы могли свидетельствовать о истине Божией. Имеем ли мы мужество свидетельствовать о истине Божией? Имеем ли мы мужество быть людьми, которые никогда не боятся говорить, что они христиане, и что для них существует только жизнь со Христом? Имеем ли мужество сказать, что все нам дано Христом? Готовы ли мы отдать нашу жизнь за Христа? Мы должны смотреть правде в глаза. Страдания Христовы — призыв к нам увидеть любовь, которая побеждает, предавая себя смерти. Только любовь побеждает. Нет победы, которую можно было бы сравнить с победой Христовой. То, что Христос совершил, — это прежде всего победа. Он предает дух Свой в руки Отца, Он отдает Себя до конца Отцу, чтобы дать нам истину, чтобы дать нам любовь. Наполняется ли сердце наше радостью от этой вести? Раскрываем ли мы глубины нашего сердца Его любви? Любим ли мы Христа?
«Любишь ли Меня?» — единственное, что спросит каждого из нас по Своем Воскресении и на последнем Страшном Суде Господь. Любим ли мы Его до готовности отдать жизнь за Него? Исполнены ли решимости идти туда, куда Христос нас поведет, — в истине и простоте Бога, являющего Свою любовь? Узнали ли мы, что Бог — Любовь бесконечная, идущая за пределы всего, и Истина? Что Он — наш Спаситель, спасающий нас от лжи? Мы знаем, до каких глубин ложь проникла в мир. Мы перешли из двадцатого века в двадцать первый, и увидели глубину лжи — систематической, организованной, уже, кажется, органичной жизни лжи. Вот почему мы должны обновлять свою веру, чтобы быть свидетелями, исполненными сострадания, понимания и любви, которую один Господь может дать. Пусть будет все согласно нашей молитве: «Сами себе и друг друга и весь живот наш Христу Богу предадим».
Пусть Господу принадлежит наша жизнь. Он проведет нас самой лучшей для нас дорогой — так, чтобы мы могли в конце ее встретиться с Ним и просветиться навеки светом этой встречи. Пусть избавит нас Господь от всего, что не Его, от всего, что не принадлежит бесконечной Христовой любви. День Крестной смерти Господа, к которому мы приближаемся, — день самой великой скорби. Но и самой великой радости. День, когда радость прииде всему миру, потому что мир узнал, что Бог — с нами и что мы любимы Богом. Сей день, егоже сотвори Господь, день Господень и все святые дни — дверь, открытая в жизнь. Крест открывает миру океан света и великолепие славы Божией.
Будем молиться Великим постом и в течение всей нашей жизни о самом главном — чтобы Господь дал нам принять хоть каплю этого света. Самая великая беда человечества даже не в том, что «из-за умножения беззаконий охладевает во многих любовь». А в том, что люди перестают понимать, о какой любви идет речь. И не желают ничего слышать о жертвенной Христовой любви. Пусть дано нам будет по дару Христа узнать жажду этой любви, жажду, которая возводит нас на крест и освящает Христовым Крестом. Бог — здесь. Мы можем встретиться с Ним. Бог может найти нас и дать нам все, что мы чаем. Он даст нам все. Он — полнота любви. Нас спасет только полнота любви. А мы все нуждаемся в одном — быть спасенными. Радость Христовой победы — в самом сердце жизни. Крест и Воскресение — на последней глубине всего, что совершается в мире. И мы на то родились, на то пришли в мир, чтобы свидетельствовать о истине.
Протоиерей Александр Шаргунов
Добавить комментарий