Три радостных чуда
Слово на Введение во Храм Пресвятой Богородицы
В празднике Введения во Храм Пресвятой Богородицы — три радостных чуда. Первое чудо — трехлетняя Отроковица входит туда, куда может входить только первосвященник. Второе — вслед Ей идут с горящими свечами юные девы (хотя они пока еще не входят во Святое Святых). Они — избранники Божии, образ чистых душ. Но самое удивительное в этом празднике — приглашение для всех подобных нам людей. Потому что вслед Ей идут не только дети, но и слепые, хромые, прокаженные, искалеченные грехом.
Теперь-то я понял все, наконец! Не знаю, как изменится моя жизнь, но не будет у меня больше извинения в неведении. Праздник Введения во Храм Пресвятой Богородицы показывает мне, что Царство Божие, Святое Святых — для нищих духом, для меньших, для детей. Оно доступно всем, но только в той мере, в какой жизнь делает нас таковыми. Когда мы свободно соглашаемся быть среди меньших и нищих, или, более того, самим стать меньшими и ничего не имеющими. Пока я не вступлю на этот путь, я остаюсь, как тот богатый юноша, пленником моих богатств, я не могу увидеть эту лествицу Иерусалимского Храма, не способен измерить глубины Христова благовестия и не имею никакого права удивляться надвигающемуся на мир гневу Божию.
Праздник Введения открывает жизнь как дорогу смиренной молитвы. Он весь устремлен к новому небу и новой земле. И потому «утренюет дух мой ко храму святому Твоему». И «лучше день един во дворех Твоих паче тысящ: изволих приметатися в дому Бога моего паче, неже жити ми в селениих грешничих» (Пс. 83, 11). Но это не означает, что мы не должны больше ничего видеть вокруг нас. Напротив! Без этого мы рискуем утратить все.
Бог не дает иного знамения, кроме совершенной новизны, которая рождается от Его присутствия, от действия Его Духа. Речь идет о том, чтобы умереть и родиться заново, стать перед жизнью — как ребенок в изумленной радости от первого подарка. Эта новая земля — в глубине нас самих, в глубине глаз наших ближних, где ночь становится днем и слепые — зрячими, хромые скачут и прокаженные грехом становятся благоуханием Божественной чистоты и святости. Где смерть становится рождением.
Но только те входят в эту новую землю, и, значит, только те могут читать эти знамения, кто свободно принимает дар Божий — быть лишенным всего. Ибо врата во Святое Святых, на самом деле, узкие. И надо, прежде всего, ничего не иметь. Во Святое Святых могут войти только нищие духом и дети. Оно — для них. Они — «народ святой, люди, взятые в удел, царственное священство». Самый больший из рожденных женами, величайший пророк Иоанн Предтеча еще слишком богат здесь на земле — так что последний в Царстве Небесном больше его.
Мы говорим об этом не без трепета. Где я, где мы в этом великом переходе, подобном глубинам таинства крещения, в котором умрет то, что должно умереть, и будет жить то, что должно жить? Страшные вопросы, без ответа на которые все теряет значение. Ясно, что эти слепые, хромые, прокаженные и мертвые — не просто те, кого Христос исцелил или возвратил к жизни, чтобы дать нам знамение Царства Божия. Речь идет, прежде всего, о тех, кто на самом деле стали Его учениками. Речь идет о нас — в той мере, в какой мы принимаем то, что исцеляет нас, — ценой признания себя больными или мертвыми. Если мы поймем, наконец, что Бог ищет в роде человеческом прежде всего не «героев», а детей. Детей, которые радостно приемлют дар быть любимыми Богом, ведомыми Им. И радостно входят в тот океан света, в то Святое Святых, которое мы называем купелью крещения.
Одна из нас — Пречистая Дева, Божия Матерь, постигла это в совершенстве. Все подлинно нищие духом могут узнавать себя в Ее пении, исполненном благодати Святого Духа, где нам дается узнать, что Бог все перевернул. «Величит душа Моя Господа и возрадовася дух Мой о Бозе Спасе Моем, яко призре на смирение рабы Своея, се бо отныне ублажат Мя вси роди. Яко сотвори Мне величие Сильный и свято Имя Его и милость Его в роды родов боящимся Его. Сотвори державу мышцею Своею, расточи гордыя мыслию сердца их. Низложи сильныя со престол и вознесе смиренныя. Алчущия исполни благ и богатящияся отпусти тщи».
Протоиерей Александр Шаргунов
Добавить комментарий