«Троеручица»
Икона Божией Матери «Троеручица» прославилась в VIII веке, когда в Церкви при византийском императоре Льве Исавре снова поднялась сильная волна ереси иконоборчества. Икона «Троеручица» прославилась чудом, которое Божия Матерь явила преподобному Иоанну Дамаскину.
Преподобный Иоанн Дамаскин — учитель Церкви, которого, наряду с Иоанном Богословом и Иоанном Златоустом, можно назвать гениальным поэтом Божией красоты. Мы знаем его «Осмогласие» — восемь гласов, сменяющих друг друга, — которое вошло в сокровищницу нашей духовной жизни. Отпевание усопших — это его духовные стихи. Пасхальные стихиры принадлежат его перу.
Преподобный Иоанн Дамаскин — защитник православия и защитник иконопочитания. Во время событий, воспеваемых сегодняшним праздником, Иоанн служил министром при дворе халифа Дамаска. Когда поднялась ересь иконоборчества, он стал писать письма с обличением этой ереси, и византийский император, чувствуя, что он не имеет возможности укротить ненавистного сочинителя, поскольку тот не был его подданным, прибегнул к клевете и подлогу. Было составлено письмо с искусно подделанным почерком, как будто Иоанн замышляет заговор против халифа. Не пожелав выслушать никаких объяснений, разгневанный халиф приказал отсечь правую руку своего министра и повесить ее на городской площади — на позор всем и для всеобщего устрашения.
Через своих знакомых преподобный Иоанн упросил халифа возвратить ему руку для погребения. В горе, оттого что православная вера подвергается поруганию, в страдании за несправедливое наказание, которое он сам претерпел, молился он с отсеченною рукою перед иконой Божией Матери и умолял Ее совершить невозможное силою Христа, распятого и воскресшего. Когда он забылся во сне, ему явилась Божия Матерь с утешением, что рука его цела, как и другая, и Господь благословляет его еще много трудиться для утверждения православия. Очнувшись, он увидел, что его отсеченная рука приросла, так что остался только рубец. В благодарность Божией Матери преподобный Иоанн заказал серебряный слепок своей отсеченной руки и приложил его к иконе Богородицы, перед которой он молился. Поэтому с тех пор эта икона стала называться «Троеручицей».
Однако в тропаре праздника раскрывается более глубокий смысл названия этой иконы: «Двема убо Сына Своего, Христа Бога нашего, носиши, третиею от напастей и бед верно к Тебе прибегающих избавляеши». Мы видим не только спасенную руку человека, но и всесильную десницу Божию, силу Божию, которая спасает страждущих заступничеством Божией Матери. Но чтобы сподобиться принять эту милость от Господа, человек должен быть по-настоящему причастен Страданиям Христовым, Его Кресту и Его Воскресению. Вначале всегда — Кресту и только потом — Воскресению.
Мы помним, как воскресший Христос является апостолам и показывает им Свои руки и ноги. Прежде всего Он преподает Своим ученикам мир, потому что велико было их горе и смятение. Они не верили рассказам других о Его Воскресении, и поэтому Он явился им Сам. Невозможно было легко поверить в победу над смертью, в то время как они были свидетелями Его поругания и распятия.
«Посмотрите на следы гвоздей на Моих руках и ногах. Это то же самое Тело, которое вы видели распятым, а не какое-то другое. Это Я Сам. Осяжите Меня, дух плоти и костей не имеет». Это не их расстроенное воображение, не галлюцинация, а живой реальный Христос. Господь показывает им Свои руки и ноги, пронзенные гвоздями, со следами этих гвоздей в Его прославленном теле, чтобы они узнали, что это Он.
Ему надо, чтобы они увидели эти раны. Он не стыдится Своих страданий за нас. «Неужели мы будем стыдиться их или наших страданий за Него?» — говорят нам наши святые. Господь показывает Свои раны и дает ученикам прикоснуться к этим ранам. Надо, чтобы те, кто будет проповедовать о воскресшем Христе и те, кто примет страдания за проповедь о Нем, прикоснулись в полноте к тайне Его Распятия и Воскресения. Преподобному Иоанну Дамаскину была дана милость этого прикосновения не только православным исповеданием веры и проповедью ее, но и своими ранами.
Мы знаем, что в древней Церкви были еретики, которые говорили, что у Христа не было настоящего человеческого тела, что Он не родился как настоящий человек и не претерпевал настоящих страданий. Именно из этой ереси родилась ересь иконоборчества, утверждавшая, что невозможно изображение Христа. Эти ереси — трудами преподобного Иоанна Дамаскина и других святых отцов — слава Богу, давно похоронены в Церкви. Мы верим, что Христос не призрак или дух, что у Него было реальное человеческое тело. Но когда наша духовная жизнь становится мечтательной, призрачной, когда мы не приобщаемся тайне Воплощения Божия, Страданиям Христовым и Его Воскресению, тогда эта древняя ересь снова оживает.
Христос показывает Свои раны, чтобы мы увидели, что путь страданий, которым Он прошел, есть единственный путь спасения для каждого человека, для всей Церкви и для каждого христианина. «Разве вы не помните, — говорит Он ученикам, — что Я говорил вам об этом, еще когда был с вами, прежде Своих страданий?» Чтобы лучше понимать то, что делает Христос, мы должны лучше помнить то, что Он сказал. И обращаться к учению святых отцов, которые жизнью своей стяжали благодать истинного разумения слова Божия. Мы начнем понимать то, что делает Христос в сегодняшнем мире, в личной судьбе каждого из нас, если слово Его будет пребывать в нас. Так должны, по слову Христову, исполниться Писания. Все должно исполниться, что предначертано, самое скорбное, самое страшное. Так написано, и так подобает пострадать Христу и войти в славу Свою. И так подобает Церкви Христовой пострадать и войти в славу Божию.
Будем молить Господа, чтобы и наш ум Он открыл к уразумению Писаний и православного учения Церкви. Чтобы среди мрака нынешних событий наш разум не был ничем помрачен, и мы хранили слово Божие, слово Христово. Мы всегда должны помнить и хранить истину, переданную нам святыми отцами, которые любовью ко Господу и своими страданиями приобщились к тайне слова Христова для нашего просвещения. И мы тоже должны стать свидетелями Страданий и Воскресения Христова, потому что и нас Он посылает в мир. Идите и скажите миру, что Христос воистину пострадал и был распят, как это было написано издревле, и как это написано в Новом Завете.
Не стыдитесь Креста, не стыдитесь Страданий Христовых за нас, проповедуйте Господа распятого. Так подобало пострадать Христу и так подобало взять Ему на Себя грехи всего мира и открыть всем людям благодать покаяния. И так подобает нам научиться верности Ему, даже до страданий, до смерти, до воскресения — таков завет преподобного Иоанна Дамаскина. Наши руки, чего бы нам это ни стоило, а не только наши уста, — должны быть чисты. Мы являемся иконоборцами, если жизнью своей даем не то изображение веры, которое исповедуем устами.
Христос совершил все не для Себя, а для нас. Он принял нашу смерть и воскрес как человек, соединившись с нами по плоти и крови. Он поднимает человечество до Бога, потому что Он Сам Бог. Ему принадлежит Царство, и сила, и слава во веки с Отцом и Святым Духом. И род человеческий призван стать через Церковь участником Его Царства и силы и славы. Через Церковь действует и говорит Христос. Он воистину с нами во все дни до скончания века. Воскресший Христос возносится на небеса и благословляет Свою Церковь руками, на которых следы ран от гвоздей, чтобы мы знали о непостижимой Его любви. Чтобы помнили, что как вхождение Его в мир было благословением всего рода человеческого, так и исхождение Его из мира является благословением вечной Его любви.
Протоиерей Александр Шаргунов
Добавить комментарий