О Успении Божией Матери и Воскресении Христовом
В Успении Божией Матери, Той, Которая родила Сына Отца Небесного и Сына Человеческого, — безбрежный океан радости и света. Мы предстоим пред Ее святою Плащаницею, где Она возлежит Своим Пречистым Телом, приобщившись одновременно полноте Божественной жизни и всей скудости нашей земли.
Но что такое смерть? Мы не можем представить, что душа Божией Матери разорвала все связи с этим миром, с этой землей, устремившись в полете к славе Божией. Да, Богородицу и Матерь света не могла удержать земля в своем мраке! Но подобно тому как Ее Божественный Сын после трехдневного погребения и сошествия во ад воскрес из мертвых, так Успение Божией Матери наполнено для нас тем же смыслом. Смерть Ее так же не имеет значения ухода от мира, как обычно принято говорить о смерти. И в смерти Своей Она следует за Своим Божественным Сыном. Господь «сошел в преисподняя земли», а это значит — в предельную глубину всего земного, туда, где царствуют суета и смерть. Он проник в самый центр ада. Его поражение было уловкой Всехитреца, как говорят святые отцы, — Того, Кто имеет жизнь вечную. Он дал победить Себя смерти. Чтобы быть поглощенным ею и войти в самые сокровенные глубины мира и утвердить в них навсегда начало Своей Божественной жизни.
Он воскрес из мертвых не для того, чтобы оставить навеки нашу землю и пребывать за пределами смертных мук в Божественном свете, оставив позади Себя мрачное чрево земли — в пустоте и без надежды. Нет, Он воскрес в Своем Теле. Это значит, с этого момента Он начинает преображение мира в том, что Сам Он есть. Что отныне Он берет на Себя навсегда ответственность за этот мир. Своим воскресением Сын Божий рождается снова как Сын Человеческий, принадлежащий земле. Но земле преображенной, освобожденной от зла и смерти, не имеющей никаких границ. Земле, которая обретает в Нем вечное основание, и которая навсегда избавлена от суеты и смерти. Он воскрес не для того, чтобы показать, что бесповоротно оставляет гроб нашей жизни. Но чтобы засвидетельствовать, что даже этот гроб мертвых, который есть наша земля, и человеческое тело навеки преображены в Нем — в Том, в Ком обитает полнота Божества телесно.
И гроб Божией Матери в Гефсиманской веси, Ее воскресение с прославленным телом — не только первое исполнение в роде человеческом Пасхи Господней. Благодаря полноте Ее участия в Воскресении Христовом и исключительному материнскому предстательству за всех, ищущих спасения в Церкви, в Теле Воскресшего, нам дается в этот день новая надежда. «В рождестве девство сохранила еси, во Успении мира не оставила еси, Богородице, преставилася еси к животу, Мати сущи Живота, и молитвами Твоими избавляеши от смерти души наша».
Протоиерей Александр Шаргунов
28 августа 2014 года
Добавить комментарий