Увенчание русской святости
Слово в день памяти святых Царственных страстотерпцев
Память святых Царственных мучеников для нас особенно драгоценна, потому что они — венец всей русской святости. Святейший Патриарх Алексий II в самом начале так называемой «перестройки» благословил строительство храма в честь Всех русских святых на месте взорванного Ипатьевского дома, как бы свидетельствуя о том, что святые Царственные мученики есть увенчание подвигов всех наших святых. И действительно, они завершают крестный путь Русской Православной Церкви — от святых страстотерпцев Бориса и Глеба, первых прославленных русских святых, до последнего нашего русского царя. В этом ряду стоят многие святые, такие как Михаил Черниговский, святой благоверный князь Андрей Боголюбский, память которого Церковь также совершает сегодня. У Господа все промыслительно. Как день рождения Государя пришелся на память святого праведного Иова, и он таинственно определил весь путь Царя-мученика, так и святые, память которых совпадает с днем мученической кончины нашего Государя, так же пророчески указывают на его подвиг.
Святой благоверный князь Андрей Боголюбский был первым собирателем русских земель, можно сказать, — первым русским самодержцем, который утверждал идею государственной власти на христианских основах. И он принял такую же мученическую кончину от врагов Церкви и государства Российского.
Преподобный Андрей Рублев — дивный иконописец, открывающий нам красоту образа Божия. Известный русский богослов сказал, что, глядя на его иконы, можно видеть, что Бог есть. То же самое можно сказать, глядя на Царскую семью, на всю их жизнь, на весь их крестный путь до мученической смерти. Преподобный Андрей Рублев показывает нам в своих иконах духовную красоту Господа, Божией Матери и святых. И в лицах Царя Николая, Царицы Александры и их детей — в их ликах, уже как бы написанных Самим Господом, — мы видим эту нетленную красоту. Мы знаем, что многие до прославления святых Царственных мучеников молились перед их фотографиями как перед иконами. Они иконописны — в них чистота, беспредельная доверчивость Богу, высшая духовная красота. Промыслом Божиим преподобный Андрей Рублев возвещает нам в этот день, что мы должны так изменить свою жизнь покаянием, чтобы и в нас запечатлелась красота Христова.
И наконец преподобный Андрей, архиепископ Критский. Мы все знаем этого святого, его великий покаянный канон, отверзающий нам двери покаяния Великого поста. Весь русский православный народ должен бы приносить сегодня покаяние перед святыми Царственными мучениками. Покаяние — это совершенство духовной жизни. В какое бы бедственное состояние мы ни впали, как бы безнадежно ни казалось то, что происходит сегодня с Россией, все можно возвратить покаянием, все Господь может чудесно изменить, потому что покаяние включает в себя, говорят святые отцы, всю полноту заповедей Христовых. Оно подобно мученичеству, которое запечатлевает всю полноту заповедей Христовых своей отдачей жизни до конца Господу.
Но, к сожалению, несмотря на долгожданное прославление, в нашей Церкви до сих пор нет всеобщего торжества в этот день. Нет всенародного покаяния. Встречаются такие православные, даже священнослужители, которые до сих пор не хотят признавать святость Царя, прославленного Самим Духом Святым. Они не боятся идти против Церкви. Но мы знаем, как велико заступничество Царя за убивавших его. И за тех, кто отрекся от него, кто, обманутый лживой пропагандой, верил всем клеветам. Его заступничеством многие из таких людей были приведены к покаянию. И мы не сомневаемся, что Царь-мученик предстательствует сегодня о вразумлении таких людей пред Господом. Потому что сейчас он там, где уже не вера, а знание свидетельствует об очевидности святости наших святых Царственных мучеников. Перед Престолом Божиим он молится за всех, кто до сих пор не понимает, какое значение имеет для нашей Церкви, для всей России их прославление.
Воистину святые Царственные страстотерпцы есть увенчание русской святости. Достаточно вспомнить, что говорили о нем такие дорогие для нас святые, как, например, преподобный Анатолий Оптинский. Он говорил: «Судьба Царя — судьба России, заплачет Царь — и заплачет Россия, возрадуется Царь — и возрадуется Россия, не будет Царя — и не будет России». И святой праведный Иоанн Кронштадтский предупреждал, что Бог отнимет от нас за наше нечестие кроткого и благочестивого Царя, и кровью будет залита вся наша земля, и само имя России будут стараться уничтожить. Действительно, в течение долгого времени узурпаторы, восхитившие беззаконно власть, запрещали употреблять имя России. Это было государственным преступлением. Святой праведный Иоанн Шанхайский и Сан-Францисский, великий чудотворец наших дней, сказал: «Не стало Царя — не стало России». Он повторил то, что говорили другие святые, но это не просто повторение. Когда святые говорят вслед за другими святыми, они говорят это благодатно, из своего благодатного опыта, и придают особенную крепость тем словам, которые были сказаны ранее. А вот слова преподобного Нектария Оптинского: «Не будет Царя православного, и провалится Европа». Точно так же как Пьер Жильяр, благочестивейший верный слуга святого Царя-мученика, говорил: «Мы думали, что Царь-мученик принес жертву за весь народ, а он принес ее за все человечество» — потому что речь идет о власти, благодаря которой может еще удерживаться пришествие «человека беззакония». И зло после отнятия этого удерживающего, как мы видим, стремительно распространяется во всем мире. Что происходило в нашей стране, с каким нарастанием все шло и идет сейчас?
Как бы ни были циничны большевики, у них не хватило духа объявить публично о расстреле всей Царской семьи. Поэтому в своих газетах они написали, что казнен только Царь-мученик, а вся остальная семья находится в надежном безопасном месте. С течением времени, по мере того как утверждалась безбожная власть, и народ все более и более отравлялся ядом атеизма, наследники убийц не только продолжали скрывать всю правду о совершенном злодеянии, но лгали, говоря об опасности, которая исходила от Царя для революции.
Была ли на самом деле тогда такая опасность? Мы знаем, что никто из предводителей белых армий не шел под знаменем восстановления Царской монархии. И сам Государь, уже лишенный власти, и все представители династии Романовых не только не участвовали в гражданской войне, но были лишены какой бы то ни было возможности сообщаться с внешним миром, находясь под арестом. В тех условиях невозможно было внешнее восстановление православной монархии. Но большевики очень хорошо сознавали, что существует духовная опасность.
Преступники, свергнувшие Царя и беззаконно захватившие власть, понимали, что Царь Николай продолжает являть собой воплощение идеи, в которой заключена величайшая сила. Идеи, которая благодатно укоренена в сознании верующего народа и всей России. Божественной идеи. Потому они так трепетали и страшились. Чтобы обезопасить себя, им нужно было искоренить «всю великую ектению», как говорили Ленин и Троцкий, — всех из дома Романовых. И они сделали это с исключительной беспощадностью. Преступление было хорошо спланировано и организовано. Прекрасно понимая, что власть, которую они захватили, нелегитимна, и что Государь продолжает являться законным представителем высшей власти, они, чтобы сохранить свою преступную власть, попытались истребить всякую память о нем. Это было не просто политическое убийство, это было убийство духовное.
Что последовало за убийством Царя-помазанника, всем хорошо известно. Какое торжество беззакония, какое нравственное и духовное растление, какое уничтожение семьи. Убийство Царской семьи — событие, которое имело решающее значение для судьбы всего человечества, так как это было не только разрушение законной государственной власти, но и разрушение семьи. А семья, как мы знаем, — это малая Церковь. Когда не удается стереть с лица земли Церковь великую, надо разрушить малую Церковь, чтобы великая распалась сама собой.
Вот что значат для нас эти святые. Мы знаем, как долго противились их прославлению. В 1998 году, когда была шумиха с останками (подлинность которых сейчас в свете последних генетических исследований не может быть подвергнута сомнению), в прессе ликовали: «Наконец-то демократическая Россия избавится от отрекшегося последнего русского Императора!» Так до сих пор неистребимо желание похоронить всякую память о нем. Чтобы похоронить уже и Россию. Будем помнить слова одного замечательно богослова, почитателя Царственных мучеников, сказанные им еще в 20-е годы, о том, что внутри российского общества разделение при возможности согласия по остальным вопросам прежде всего проходит по отношению к Царственным мученикам. И мы должны добавить: там, где решается судьба России, за которую они принесли себя в жертву. И воистину судьба всего человечества.
Если враги православия и России так противились этому прославлению, то почему же в конце концов уступили? Да потому, наверное, что процесс разрушения России, распада нашего народа кажется им уже необратимым. Не поможет уже никакая канонизация — пусть она будет только красивым узором. Это самое главное, чего нужно добиться сатане. Все очень хорошо рассчитали — и с трехцветным флагом, и с двуглавым орлом. Приготовили даже запасной вариант — восстановление псевдоправославной монархии, которая была бы украшением власти маммоны. Все они рассчитали, только не учли одного, что есть благодать Божия, которая сильнее всего. И вот, то, что Царь прославлен, меняет все.
Сейчас мы живем уже в другом мире. Но необходимо глубочайшее осознание всего происходящего в русской истории и вхождение в тайну святости новых мучеников и исповедников во главе с Царственными страстотерпцами, чтобы их заступничество за Православную Церковь и за Россию было воспринято нами. Чтобы каждый из нас, не жалея себя, не уступая ни в чем своей немощи и греховности, приносил подлинное покаяние Господу, ибо время начаться суду с дома Божия. И тогда, как во времена татаро-монгольского ига, польско-литовского нашествия, во времена других великих испытаний, когда по человеческим соображениям уже нет надежды, Господь расточит всю силу вражию Своей благодатной силой, и совершится чудо. Тогда наступит праздник подлинного прославления святых Царственных мучеников, и мы засвидетельствуем, здесь ли или на небесах, что мы принадлежим к этой Церкви, за которую пролили они свою кровь.
Протоиерей Александр Шаргунов
Добавить комментарий