А кто же ближний мой?

Слово в Неделю 26-ю по Пятидесятнице

«Учитель благий, что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?» — спрашивает сегодня в воскресном Евангелии о милосердном самарянине законник, учитель богословия, учитель верующего народа. Хороший вопрос задает — наверное, лучше не бывает. Но как часто мы задаем хорошие вопросы, просто чтобы себя показать или еще хуже — как было с этим человеком — с недобрыми намерениями!

Сам Господь спрашивает вопрошающего: «А что написано в Писании, как читаешь?» Прежде чем вопрошать кого-либо о самом главном для нас, нужно с молитвой обращаться к Священному Писанию, которое написано для нас и которое мы должны читать, и читать с разумением духовным.

Этот законник отвечает: «Возлюбиши Господа твоего всем сердцем своим, всею мыслию своею, всей крепостию своею, и ближнего своего как самого себя». Вот что нужно делать, чтобы войти в жизнь вечную. Христос отвечает ему, что недостаточно нам все хорошо понимать и знать, потому что кто много знает и мало делает, тот будет больше осужден, чем тот, кто мало знает и мало делает. Он говорит этому законнику: «Иди, так поступай, и жив будешь» — будешь живым человеком, и войдешь в жизнь вечную.

Так прекрасно ответил на вопрос Спасителя этот законник, самую суть Писания обозначил! Это только Сам Христос может так, по самой сути, говорить. Да, видно, он у Христа и слышал, что все заповеди сводятся к этому, весь закон и пророки. Но замысел у него совершенно другой: не забота о том, как достигнуть жизни вечной, а как уловить Христа, как поставить Его в тупик.

Любить ближнего, как самого себя. А кто же ближний мой? Как известно, у фарисеев, законников было множество толкований самых простых понятий, в том числе, кто есть ближний. Целые тома были исписаны, чтобы объяснить это. Христос вместо того, чтобы заниматься казуистикой, обращаться к аргументации бесконечных бессмысленных томов, отвечает на его вопрос притчей о милосердном самарянине. Так что смысл вопроса Он переворачивает. Для Него нет нужды выяснять, по отношению к кому раненый на дороге человек является ближним. Христос спрашивает, кто из тех трех, что оказались рядом с раненым человеком, явился ближним для него. Ответ ясен для всех, даже для законника: там, где любовь и сострадание, там исчезают все вопросы, все становится понятным. Ясно, кто наш ближний, кому нужно помогать. А где мертвые рассуждения, где нет искания вечной жизни, самой главной тайны ее — любви к Богу и к человеку — там всякое заблуждение и гибель.

Христос говорит о том, какой должна быть любовь. Во-первых, Он показывает нам в этой притче, что она никогда не может быть просто «возвышенными чувствами». Любовь всегда должна быть поступком, действием. Самарянин, увидев избитого разбойниками человека, сжалился над ним и подошел к нему. А разве священник и левит, которые мимо прошли, не пожалели его? У них, может быть, тоже не меньшая жалость была к этому человеку, однако они не помогли ему. Любовь явлена только через милосердного самарянина. В его лице мы узнаем, что любовь — не просто пассивное сострадание. Если любовь подлинна, она обязательно проявит себя. И еще Господь говорит, что любовь никогда не должна быть показной.

Никаких свидетелей того, что там происходило, не было. Ни одного зрителя не было, который мог бы похвалить самарянина. Существует в мире множество благотворительных организаций. Но как часто эти дела милосердия совершаются ради похвалы человеческой, чтобы по телевизору где-нибудь показали или рассказали на каком-нибудь высоком собрании. А там, где касается самой сути страдания народного, его гибели, эти люди, заботящиеся более всего о своей выгоде, ничего никогда по существу не делают. Милосердие наше не должно быть лицемерным. Оно всегда перед лицом Бога, всевидящего и любящего простоту, искренность, неложность нашей любви.

И эта любовь должна быть обращена ко всем людям без исключения. «Если вы любящих вас любите, — говорит Христос, — то какая вам благодать? Не так ли поступают почти все люди?» Человек, который находится в беде, нуждается в нашей помощи, может даже не позвать нас. Он просто может быть не в состоянии нас позвать, как этот раненый человек. И у нас как будто могут быть основания отвергнуть этого человека по многим причинам. Однако Христос говорит, что мы призываемся смотреть не на визитные карточки, а увидеть самого человека — что перед нами живой образ Божий.

Господь показывает, что ни священник, ни левит — то есть те, кто должны бы быть самыми близкими, не являются таковыми, а ближним оказывается презренный самарянин. Господь говорит о том, что подлинная любовь всё преодолевает, и она дорого стоит, она требует мужества. Конечно же, этот самарянин, еще как будто не знающий истинного Бога, подвергает свою жизнь той же самой опасности, как и этот человек, лежащий полумертвым на дороге. У него нет уверенности, что разбойники уже ушли. Однако он идет на риск, потому что его поступком движет любовь.

Мы видим, как милосердный самарянин возливает масло и вино на раны. Знаем мы этот таинственный образ тайны милосердия, той любви, о которой Господь возвещает в Кане Галилейской, когда еще не пришел Его час, претворяя воду в вино.

Самарянин перевязывает раны. Чем? Да может быть, он вообще снял свою нижнюю рубашку, разорвал ее на куски и перевязал. Потом он посадил его на своего ослика — путь далекий, сам идет пешком. Привозит раненого в гостиницу. Казалось бы, он все сделал, что можно сделать для другого человека, но нет — он думает о том, что мало ли, как может поступить хозяин этой гостиницы? А вдруг он скажет: «Что это я буду о каком-то незнакомом человеке заботиться, тратиться. Выставлю его на улицу, и весь разговор». Поэтому он ухаживает за ним. А утром, отправляясь в дорогу, дает деньги хозяину гостиницы за проживание, за все будущие расходы. Кажется, что он достигает уже предела милосердия и сострадания, большего быть не может. Но нет, он идет дальше. Он говорит: «А если что истратишь больше, то я, когда возвращусь, заплачу тебе».

Кто может так поступать по отношению к человеку? Брат, может быть, к своему родному брату. А здесь самарянин по отношению к еврею, к своему лютому врагу. Враг по отношению к врагу так поступает. Возможно такое или нет?

Господь раскрывает нам глубину простоты человеческой жизни. На самом деле здесь явлено сверхъестественное Божественное милосердие и сострадание — то, которое откроется в Самом Христе. Христос являет нам не словом, а делом, жизнью Своей и смертью, что такое любовь к другому человеку. Он склоняется над человечеством, израненным, избитым, ограбленным сатаною, чтобы стать ближним миллионам, миллиардам людей, каждому человеку — самым близким. Так Он открывает нам тайну, кто есть ближний. Это дорого Ему стоит. Он узнает отвержение, ненависть, жестокость, страдание и смерть, чтобы открыть другим людям, в чем заключается жизнь вечная, для которой создан человек.

И каждый пусть знает, кто хочет научиться этой заповеди от Христа, что очень дорого стоит — стать ближним, что беда другого человека становится на самом деле твоей бедой. По-другому никогда не бывает, говорит Господь. Но это возможно после того, как Христос показал нам дорогу. И только от нас зависит войти в тайну Его жизни и смерти, в радость Господа Своего, в тайну Его Рождества, Крестной смерти и Воскресения.

Поэтому постараемся сегодня снова услышать, о чем говорит нам cвятая Церковь накануне Рождественского поста. И спросить себя, каждый из нас: кто ближний мой? Вернее, спросить: действительно ли этот народ наш, уже полу-убитый, ограбленный, эта молодежь наша, эти дети, душа которых растлевается самим сатаною и слугами его? — они стали нашими ближними или нет? Спросить себя, что мы можем сделать сегодня, после всего, что мы пытались сделать, и все как будто оказалось напрасным. Неужели Церковь уже больше не ответственна за все, что происходит с другими людьми? Как далеко должна идти любовь Божия, которую дает нам Господь в Своей Церкви?

Постараемся понять из сегодняшнего Евангелия, что чем больше страдает человек, чем больше он избит — тем он ближе к нам, потому что Христос особенным образом близок к страдающему человеку. Постараемся понять, что только через Христа Бога, Который является самым ближним для всех людей, можем мы научиться стать ближними хотя бы для некоторых. Хотя бы для одного человека.

Сегодняшнее Евангелие напоминает нам, что чем большее страдание, чем большие скорби открываются у ближних наших, у народа нашего, тем воистину они ближе становятся нам. Чем большие скорби у людей, тем на большей глубине открывает нам Господь заповедь Свою о любви.

Протоиерей Александр Шаргунов

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.