Беседа о Посте

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Мы вошли в Святой и Великий Пост. Православные христиане призываются воздерживаться от вкушения мяса, молока, яиц и рыбы и довольствоваться простой пищей.

По официальной статистике, несмотря на все недавние разорительные бури истории, в России считают себя принадлежащими к Православной Церкви десятки миллионов людей. Все ли православные христиане постятся? Еще в начале века, когда вера была жива и церковные обычаи свято хранились, все постились. Дети постились, мужчины, женщины, все. Даже если кто заболевал, не решался нарушить пост. Во времена, когда все постились, как читаем мы у Ивана Шмелева в книге «Лето Господне», на рынках невозможно было увидеть мясо от Чистого понедельника и даже раньше — от начала Сырной седмицы до Великой Субботы.

Сейчас в России все совершенно изменилось. Люди в большинстве своем забыли прежние обычаи. Они забыли о голоде, который был в двадцатые годы в Поволжье, в тридцатые — на Украине, а в войну — везде, когда все вынуждены были поститься. И сейчас тысячи и миллионы людей недоедают — не только где-нибудь в Африке или в Азии, но в России, которая когда-то кормила хлебом всю Европу.

Но «невольник — не богомольник». Пока не станет вольным в России Пост, который предлагает Господь, ничего не изменится. Посмотрите сами на это, хотя бы с практической точки зрения. Если бы Россия, за исключением настоящих больных, постилась Великим Постом и в другие постные дни, не было бы такого недостатка в мясных продуктах, какой мы имеем теперь. Так что Пост полезен и необходим не только с религиозной точки зрения, но и с социально-экономической. Вы, конечно, скажете, что России это вряд ли поможет, слишком разорено все сельское хозяйство за годы «перестройки». Да, действительно, даже в этой сфере все обстоит гораздо серьезней. Но это «гораздо серьезней» означает, на самом деле, только то, что Пост имеет духовное измерение. А разрушение главного, духовного в жизни приводит неизбежно, рано или поздно, к распаду во всех ее сферах. Пост восстанавливает истинный порядок жизни: если первое будет на первом месте, то и все остальное будет на своем месте. Но для этого Пост должен быть подлинным, духовным постом.

Прежде, чем говорить о том, каким должен быть Пост, скажем о том, каким он не должен быть, и задумаемся, почему мир отказался от Поста.

Отношением к Посту определяется, что собой представляет человек. Когда вообще появился пост? Пост появился, когда появился человек. Святитель Василий Великий называет пост столь же древним, как сам человек. Если мы откроем Библию, книгу Бытия, мы увидим, что не человек, а Бог установил пост. Первая заповедь, данная человеку, Адаму и Еве, была заповедь о посте. Эту заповедь человек не сохранил, пост был нарушен. Адам и Ева нарушили пост и были изгнаны из рая.

Мир, живущий без Бога, не знает воздержания и все менее хочет знать о нем. Современный человек усваивает почти с рождения философию «немедленного наслаждения» и «сиюминутного успеха». Новая философия так называемого «правильного мышления», с которой человек вступает в новый век, культура «new age» гордо утверждают, что человек призван к свободной жизни: «Всякое ограничение — нравственное или религиозное — есть искажение природы человека». И только тогда, говорят они, человек становится самим собою, раскрывает себя в полноте, когда свободно делает все, что хочет. Этот откровенный сатанизм, из которого явится «человек беззакония», конечно, исповедуют не все, но через массовую (точно так же, как через утонченную) культуру, через школьное и университетское образование, через средства информации, телевидение, с помощью мощной финансовой и уже все чаще государственной поддержки, такая атмосфера создается везде в мире. Православные христиане могут ощутить, как велико противостояние сегодняшнего мира посту и как важно их свидетельство миру о самом главном.

Несколько слов о ложном посте. Мы не будем касаться здесь оздоровительных диет, лечения голодом, и тому подобного. Мы будем говорить о «темной» духовности древних и самых современных лжерелигий, которые ложно учат о Боге и человеке. Материя, тело, представляются им злым началом, и потому смысл духовной жизни, говорят они, заключается в том, чтобы преодолеть тело и таким образом сделать свободной душу. Для них не имеет значения, как это достигается: неумеренным аскетизмом или безудержным развратом, поскольку тело не имеет значения. Отвержение тайны Воплощения Божия и Воскресения Христова и растлевающий душу пост основаны на одной и той же лжи, в них одни и те же «сатанинские глубины», о которых говорит Апокалипсис.

Поскольку вследствие поста тело человека — эта завеса, отделяющая его душу от мира невидимого, — утончается, делается как бы более прозрачной, требуется соблюдение меры аскезы и для православного христианина. «Неумеренный пост более вреден, чем несоблюдение поста», — говорит преподобный Исаак Сирин. Почему? Потому что для неочищенной покаянием души невидимый мир, к которому она прикасается постом, не может быть светлым. Откровение Божие свидетельствует, что после отпадения человека от Бога, после того, как он попал под власть темных сил, Господь, спасая его от окончательной гибели, облек его в «кожаные ризы», в отделяющую от ангельского и демонического мира плотяность. Чтобы не растлили человека падшие духи до конца, не свели его полностью с ума, дана ему после изгнания из рая эта спасительная завеса.

Небо закрыто от нас, и ад закрыт, мы живем на земле, где возвращение к истинной жизни может быть только через послушание Богу. Пост — заповедь Божия, а все, что заповедует Бог, — для блага человека. В мире, лежащем во зле, без соблюдения поста человек погружается в животное состояние. «Человек в чести сый и не уразуме, уподобися скотом несмысленным и приложися им», — говорит псалом. В таком состоянии он не может сознательно сопротивляться злу, над ним властвуют бесы.

«Сей же род изгоняется только молитвою и постом» (Мф. 17, 21), — говорит о власти темных сил над человеком Христос. Пост — оружие, очень мощное оружие в сражении с духами зла.

Кто соблюдает сегодня Великий Пост? Только Православная Церковь. У католиков Пост чисто символический; обязательны для Поста лишь два дня в году: так называемая «Пепельная Среда» (начало Поста) и Великая Пятница. О протестантах и говорить нечего. Не касаясь глубины тайн веры, на основании одного только этого факта можно сделать вывод, что католики и протестанты, по существу, разоружены. А без оружия на войне приходится либо спасаться бегством, либо сдаваться в плен. К великому сожалению, под влиянием инославного и безбожного мира и в православных странах, таких, например, как Греция, все меньше можно встретить людей, которые соблюдают Великий Пост. Хотя, казалось бы, в условиях такого окружения все должно быть наоборот.

Итак, подведем итоги. Каким же должен быть наш Пост, чтобы стать, как говорят святые отцы, лекарством для души и тела? Снова и снова мы слышим в храме пение и чтение Постной Триоди о том, что Пост наш тогда только святой, когда он не ограничивается воздержанием от скоромной пищи, но является воздержанием от зла. Христиане должны поститься от лжи, от злословия, от скупости и жадности, от зависти, от ненависти, от развращенности, от всякого зла. Пост, который ограничивается воздержанием от определенной пищи, но сопровождается грехами и пороками, — не христианский пост. Лучше сказать, это диавольский пост, потому что даже диавол постится строгим постом, ничего не вкушая, но весь исполнен зла.

Мы все это знаем, но сегодня Церковь предостерегает нас от особой опасности, которая среди православных церковных людей угрожает, может быть, очень немногим, но и ради немногих об этой опасности должно быть сказано прежде всего. Хотя бы для того, чтобы это не перешло ко многим. Чтобы мы с вами не растворились, потому что в этом предмете, как в фокусе, сводится все, о чем у нас шла ранее речь, и все зло мира входит через него сразу во все дома. Рассудите сами, какая польза человеку поститься от мяса в течение поста и тут же включать телевизор и пожирать глазами всякую нечистоту: как тот блудный сын, садиться за один стол с грязными, шумно чавкающими свиньями, быть участником бесовской трапезы.

Дорогие братья и сестры!

Все заповеди Божии — постные: «не убивай», «не кради», «не блуди»; все они говорят: «не вкушай». И в то же время все они означают: «люби»; во всех них сокрыто: «вкушай». Смысл Поста, как говорят святые отцы, — не воздержание, а именно вкушение. В том, чтобы мы вкусили, что благ Господь. Будем питаться словом Божиим, ибо «не хлебом единым жив человек», — молитвой, которая соединяет человека с Богом: Самим Христом Богом, вкушением Его Пречистой Плоти и Крови. Истинный Пост заканчивается пасхальным «пиром веры».

Святые отцы говорят нам о том, что дары, которые получает человек через Пост, неисчислимы. Пост делает человека сильным, решительным и мужественным перед людьми и бесами. Пост делает человека великодушным, кротким, милосердным, послушным истине, любящим правду. «Время веселое Поста» — для всех, кто ненавидит зло и вступает с ним Постом в сражение.

С самых первых дней Великого Поста и до конца его Церковь молитвами Триоди снова и снова ставит нас перед великими примерами. Постом Моисей удостоился принять заповеди из рук Божиих. Постом Даниил заградил уста львов во рву, и три отрока ходили, как среди цветущего сада, в пылающей печи в Вавилоне. Постом царь Давид возвысил свое сердце ко Господу и воспел молитвы, которые все, ищущие Господа, не перестанут повторять до скончания века. Постом прославились Иоанн Предтеча, величайший из рожденных женами, и бесчисленный сонм преподобных отцов и матерей от преподобного Антония Великого и преподобной Марии Египетской до преподобного Серафима Саровского и преподобномученицы Елизаветы, соединяясь с сонмом мучеников исповеданием одной тайны: «Отдай кровь и прими дух». Все они — величайшие герои в человеческой истории, ибо они победили то, что труднее всего победить — самих себя. И победив себя, они победили мир и диавола.

Потому, вступая в Великий Пост, мы молимся им, чтобы и нам «победителями греха явитися и достигнути поклонитися святому Христову Воскресению». Сам Господь Иисус Христос начал Свое Божественное служение спасения человечества сорокадневным постом, чтобы дать нам образ и чтобы участвовать в нашем Посте. Он ясно показал, что если мы хотим положить серьезное основание нашей жизни, мы должны начать с Поста. Аминь.

Протоиерей Александр Шаргунов

1999 год

Добавить комментарий

%d такие блоггеры, как: