О Божественной Литургии Преждеосвященных Даров

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

С праздником первой Литургии Преждеосвященных Даров! Самое опасное в нашей жизни — привыкание к святыне. И вот, с самого начала Великого Поста, всего лишь после двухдневного перерыва в Литургии, нам открывается снова, как впервые, чудо страшной крестной красоты Святых Христовых Тайн.

Эти Дары освящены за Божественной Литургией в воскресенье, и все наши первые покаянные службы, наше стояние на Великом каноне преподобного Андрея Критского исполнены, благодаря этому присутствию Тела и Крови Христовых на престоле, особенной глубины. Слава Божия, которая наполняет храм Господень, когда в нем освящаются Святые Дары, лежит на всех наших великопостных богослужениях.

Собственно, Литургия Преждеосвященных Даров — это только причащение, и все священнодействия — пение, молитвы — только подготовка к причащению. Церковь хочет научить нас, как мы должны приступать к Чаше, как готовиться к этому.

Быть христианином и причащаться Святых Христовых Тайн — это одно и то же. Как когда-то принесение жертвы идолам в демонских капищах означало быть язычником — в час, когда совершалось это бесовское приношение, несчастные слепцы падали ниц на землю в трепетном молчании. Человеку свойственно поклоняться «высшему». Чем выше человек, тем более он способен к поклонению перед «самым высшим». Но человек может быть обманут и глубину сердца своего отдавать не Богу, а врагу.

Мы говорим об этом, во-первых, для того, чтобы мы, христиане, никогда не забывали, что нам дано, и благодарили Бога со страхом и трепетом, потому что до сих пор некоторые из нас не знают, как вести себя в храме даже в святейшие моменты: кто-то вдруг встал спиной к алтарю в то время, когда выносится Святая Чаша; кто-то позволяет себе смеяться и разговаривать. Мы должны дорожить тем, что имеем, чтобы это не было у нас отнято. И, во-вторых, мы привели пример с язычниками, чтобы напомнить, что мы не можем пить Чашу Господню и чашу бесовскую, как говорит Писание, ибо что общего у света с тьмой? Это относится к чистоте исповедания нашей веры, к нашей жизни по заповедям, к принципиальной духовной оценке нами всего, что происходит в сегодняшнем мире.

Знаем ли мы цену сокровища, которое находится на престолах наших храмов? Откровение Божие говорит о грядущем гневе Божием, который открывается на нечестие человеков. Но слова «елея же и вина не повреждай» (Откр. 6, 6), по толкованию святых отцов, означают несокрушимое милосердие Божие к кающимся и непрекращающийся дар евхаристического приношения. Мир погиб бы тысячу раз, говорят святые отцы, если бы не совершалась Божественная Литургия. Святые Дары как бы удерживают правосудие Божие от окончательного приговора.

Вот почему диавол ненавидит Церковь и стремится стереть ее с лица земли. Он не мог выносить присутствия Христова на земле и все сделал, чтобы возвести Его на Крест, и теперь, сокрушенный Крестом, с еще большей ненавистью обрушивается на тех, кто вкушают за трапезой Господней плоды от этого Древа жизни. По этой же причине он силится посредством еретиков упразднить Церковь. «Ибо учение наше согласно с Евхаристией, и Евхаристия, в свою очередь, подтверждает наше учение», как говорят святые отцы. Диавол хорошо понимает, что где лжеучение, там нет Евхаристии, и что мы все погибнем без причастия.

Святой пророк Даниил говорит, что антихрист уничтожит Евхаристию в конце времен, что за беззакония наши дана ему будет сила против Великой святыни. Интересно, что для этой цели, согласно пророчеству, будет использована и военная сила: «И поставлена будет им часть войска, которая осквернит святилище могущества, и прекратит ежедневную жертву, и поставит мерзость запустения» (Дан. 11, 31).

Святой мученик Ипполит, как свидетельствует блаженный Иероним, описывая то, что произойдет в последние времена, говорит, что храмы Божии будут в предельном запустении, потому что не будет в них приноситься бескровная жертва. Нигде не будет Тела и Крови Христовых на земле, Евхаристия прекратится, и за это наступит конец мира, и он будет судим. Но покуда совершается Литургия, пока приносится в жертву Агнец Божий на престолах Божиих, этого не произойдет.

Осознаем, что мы имеем, и будем беречь то, от чего зависят судьбы всех людей. Здесь исцеление от всех наших болезней и скорбей. Это воистину дерево жизни (посмотрите, как оно цветет, когда священник держит в руках Евхаристическую Чашу), вкушая от которого мы можем обрести святость и бессмертие. Однако мы исполнены немощей, грехов и уныния; мы умираем каждый день самой ужасной из всех смертей, потому что это происходит с нами, когда мы находимся рядом со спасительным источником. Все зависит, оказывается, от того, как мы причащаемся, как готовимся к причащению.

Сегодня некоторые из нас, уже изнемогшие от поста, приняли первое причастие, и те, кто готовятся, — в том числе и этой Литургией — к причастию вместе со всею Церковью в субботу, уже сейчас тоже вкусили и увидели, что благ Господь. Продолжим наш Пост, видя весь путь, которым мы идем, не боясь ни этого мира, ни того, что в мире. Нам это дано, чтобы снова коснулась нас жизнь, и мы стали мертвыми для греха и были живыми всегда во Христе, чтобы знали, что Господь никогда не оставляет нас, чтобы для кого-то из нас это сегодняшнее богослужение стало решающим поворотом в жизни. Аминь.

Протоиерей Александр Шаргунов

24 февраля 1999 года

Добавить комментарий

%d такие блоггеры, как: