О посещении храма Божия

Слово на вечерне понедельника Светлой седмицы

Воскресение Христово - Сошествие во ад. XIV в. Новгородский государственный объединенный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

Продолжается Пасха Господня, праздник сорокадневный. Хотя все очень устали — Пост был, Страстная седмица, — Церковь призывает нас не отлучаться от храма. Подобно тому как первые ученики после Воскресения, как сказано о них в Евангелии, «пребывали всегда в храме, прославляя и благословляя Бога» (Лк. 24, 53). Невозможно пропускать воскресные службы, особенно в пасхальные дни. Воскресная всенощная входит в воскресную службу, без нее литургия немыслима. Когда-то всенощная действительно длилась всю ночь, и была обязательной подготовкой к причащению.

Светлая седмица — это совершенно исключительные богослужения. Каждый день — как двунадесятый праздник. Только на Крещение, на Рождество Христово и в Лазареву субботу поют: «Елицы во Христа крестистеся», а на Светлой седмице — каждый день, и открыты Царские врата. Все ли спешат в храм в эти светлые дни? К сожалению, приходится наблюдать иное: в пасхальную ночь — полный храм народа, а потом праздников праздник для большинства как бы начинает угасать.

Мы знаем из книги Деяний Апостолов, что ученики Христовы и после Воскресения посещают Иерусалимский храм. Хотя ветхозаветные установления уже миновали, они знают, что храм — это величайшая святыня, и приходят сюда молиться. Но молятся они отдельно от всех. Все видят, что это христиане, и никто из посторонних, как сказано, не смел присоединиться к ним. В мире, где все более смешивается истинная и ложная духовность, мы должны быть свидетелями Воскресения Христова. Чтобы, глядя на нас, все понимали, что с нами Бог. Чтобы видели — мы христиане, потому что причастились Христову Воскресению.

Первые христиане, оттого что они были причастны Воскресению Христову, явили собой Церковь, исцеляющую всех. Как сказано в той же книге Деяний, многие приносили больных, расслабленных и бесноватых к ногам учеников Христовых, и силой Христа воскресшего эти люди получали исцеление. Хотя сегодня мы не можем с такой же чудесной силой являть действие победы Христовой в исцелении от телесных недугов, Церковь Христа воскресшего остается той же. И мы должны показать миру несравненно большее: приходящие ко Христу становятся другими, из духовно мертвых — живыми. Если среди сегодняшнего распада те, кто еще хочет сохранить в себе человеческое достоинство, увидят это, они пойдут только к нам. Потому что некуда больше идти.

Господь воскрес для всех людей, для каждого человека, вызванного из небытия. И мы ответственны за всех людей. От того, как мы приобщаемся благодати Пасхи, зависит не только наша судьба, но и судьба наших близких и всех, кто нуждается в спасении, даже еще не сознавая этого.

Образом святого апостола Фомы Церковь напоминает нам, как часто мы должны приходить в храм Божий. Оттого что Фома не был вместе со всеми учениками в первый день явления воскресшего Христа, он оказался лишенным радости узнать, что Христос воскрес, и мучился сомнениями. Точно также бывает со многими из нас, когда мы пропускаем богослужения, забывая, что воскресший Христос присутствует за всеми нашими богослужениями, и не только в великие праздники, а за каждой литургией — всегда, когда двое или трое собраны во имя Его.

Может быть, кто-то не сподобился приобщиться благодати Пасхи в пасхальную ночь. Но Господь испытывает его веру и верность — перестанет он ходить в храм, или еще с большей ревностью будет припадать ко Господу? И в новых явлениях Христа в течение сорокадневного праздника Пасхи (в течение сорока дней по Воскресении Он являлся Своим ученикам, говоря им о тайнах Царства Божия), может быть, и он сподобится увидеть Господа в церкви и поклониться Ему.

Апостол Фома был в страшном горе, весь опустошенный и разоренный, оттого что не было у него веры в Воскресение. По этой причине он не хотел придти туда, где собрались все ученики. Это к нам тоже относится, потому что мы живем во времена, когда «горе» — это слово, которое определяет жизнь большинства людей. С избытком у всех хватает горя. И когда приходит к нам горе, у нас возникает искушение замкнуться в себе, никого не видеть. А Господь говорит, что именно тогда мы должны придти туда, где вся Церковь, где все собираются, чтобы Христом — Победителем смерти и ада, принять утешение, которое кроме Него никто на свете не может нам дать.

Апостол Фома показывает, что он — человек, который не останавливается на половине исповедания своей веры, не удовлетворяется полуправдою, полуверою. Он не тот, кто может сказать: «Я понимаю все», когда он не понимает, не тот, кто может изображать какие-то переживания, когда у него их нет. Не тот, кто легко может говорить о самых главных тайнах веры, вместе со всеми петь Символ веры за Божественной литургией, не стремясь постигнуть всю глубину этих тайн. И быть на грани отпадения от Господа, от Церкви, от спасения.

Мы должны увидеть, как апостол Фома не скрывает своих сомнений, своего неверия, потому что хочет вывести на свет Божий всю тьму, которая таится в сомнении, чтобы все в его жизни заполнил свет Христова Воскресения. Чтобы его исповедание стало тем поклонением, о котором мы слышим в Евангелии и к которому мы все призываемся. Чтобы и мы не понаслышке говорили о Воскресении Христовом, не одними устами пели вместе со всей Церковью. Надо чтобы, подобно апостолу Фоме, исполнившись дара новой победоносной жизни, мы были готовы идти со Христом до конца. Не четверть пути, не половину — пост, Пасха, и все, — а всегда, во всей жизни, и во всех испытаниях, которые Господь дает тем, кто любит Его. И всем Он в эти светлые дни говорит: «Не будь неверен, но верен». «Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни» (Откр. 2, 10). Самое опасное — половинчатость в вере, особенно когда война против Церкви становится все более открытой и наглой.

Дверями затворенными входит Христос к апостолам, где они находятся «страха ради иудейска». Господь приходит дверями затворенными, и это значит, что свет Воскресения открывается только тем, кто внутри Церкви. Но и здесь сатана пытается все перевернуть. Ему надо, чтобы «страха ради иудейска» Церковь затворилась изнутри и не выходила к миру. Мы должны явить такую любовь ко Господу, приобщиться такой глубине Его благодати, чтобы распахнулись все двери, и мы увидели стоящего в них воскресшего Христа, Который говорит нам: «Как послал Меня Отец, так Я посылаю вас» — в этот мир, охваченный отчаянием, чтобы мы верностью Христу открыли для многих путь к Воскресению.

Протоиерей Александр Шаргунов

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.