Пред Крестом и Евангелием

В издательстве «Даниловский благовестник» вышла новая книга протоиерея Александра Шаргунова «Пред Крестом и Евангелием». В ней собраны избранные проповеди , произнесенные отцом Александром на пассиях за 35 лет священнического служения. Предлагаем вашему вниманию вступление и предисловие к книге.

Православная служба — пассия (греч. «страдание») — была составлена относительно поздно, в середине XVII века. Однако с самого начала эта служба была с любовью и благоговением воспринята православным народом.

Последование пассии бывает 4 раза в год (по числу евангелистов) — как правило, по воскресным вечерам Великого поста. За каждой пассией прочитываются Евангелия о страданиях Христовых: на первой — 26 и 27 главы от Матфея, на второй — 14 и 15 от Марка, на третьей — 22 и 23 от Луки, на четвертой — 18 и 19 от Иоанна.

Некоторые священники уклоняются от служения пассий, считая, что они католического происхождения. Их предубеждение ошибочно. Достаточно сказать, что митрополит Петр (Могила), один из первых создателей этой службы, пропагандировал ее в противовес пышным католическим богослужениям, из-за которых многие приверженцы внешнего благолепия принимали унию. Во все времена наша Церковь смело заимствовала различные формы совне, если можно было с их помощью успешней донести до людей благовестие Христово. Так в древности православные переняли у ариан крестные ходы и антифонное пение, которыми еретики привлекали к себе простой народ. Так была установлена литургическая дата Рождества Христова — 25 декабря (по старому стилю), чтобы обратить взор язычников от солнца, которому они приносили поклонение в день поворота зимы на лето, к Солнцу правды — Христу. Так чин погребения перед Плащаницей Божией Матери — одно из драгоценнейших богослужений Православной Церкви, несмотря на его позднее происхождение.

Ранний чин пассии отличается краткостью и строгостью. Нет ни канона, ни акафиста, с их попыткой затронуть наши чувства реалистическими подробностями распятия. В то время как более всего необходимо трезвенное предстояние перед тем, что совершил Бог нашего ради спасения. Основная часть службы — Евангельское повествование о Страстях Христовых. Мы приглашаемся к молитвенному созерцанию тайны Креста. Чтение Евангелия следует после уставной вечерни и обрамляется стихирами Великой Пятницы: «Тебе одеющагося светом яко ризою» и «Приидите ублажим Иосифа приснопамятнаго». Эта простота чина создает особую выразительность. Слово Божие заполняет все, занимая подобающее ему место в наших умах и сердцах. А немногие, лучшие из сокровищницы Страстной Седмицы молитвы помогают лучше воспринять его. Многословие, даже молитвенное, как ни странно, в данном случае может только ослаблять воздействие Евангелия. В конце службы все молящиеся с благоговением подходят поклониться перед Крестом Христовым, который на пассии выносится на середину храма. Такие пассии — наше стояние как на исповеди перед Крестом и Евангелием. И благословение Церкви на новую седмицу Великого поста, который весь — покаяние перед Крестом и Евангелием. По традиции эти богослужения непременно сопровождаются проповедью об Искуплении. Всегда, а сегодня особенно, необходимо это миссионерское просвещение — прежде всего внутри Церкви, и прежде всего в самом главном, что она хранит. В данной книге собраны избранные проповеди протоиерея Александра Шаргунова, произнесенные на пассиях за 35 лет его священнического служения.

Добавить комментарий

%d такие блоггеры, как: