Преодоление разрыва

Слово на церковное новолетие

Слово на Церковное новолетие

В праздник церковного новолетия мы слышим за литургией Евангелие о том, как Господь вошел, по обыкновению Своему, в синагогу. Ему подали книгу пророка Исаии; и Он, раскрыв книгу, нашел место, где было написано: «Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение, отпускать измученных на свободу, проповедовать лето Господне благоприятное». И глаза всех были устремлены на Него. И Он начал говорить им: «Ныне исполнилось Писание сие, слышанное вами».

Это первые слова Господа после «покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» в начале Его общественного служения, но вне сомнения — одни из самых решающих. Он произнес их, отверзши уста среди торжественной тишины, как только закрыл книгу и отдал ее служителю.

Они исполнились сегодня, и только сегодня, теперь, когда Христос Сам лично возвещает Писание. Однако не в первый раз эти же самые слова пророка Исаии звучали в иудейской синагоге. В течение долгих столетий их слушали здесь. Но до настоящего времени всегда был разрыв между этими словами и теми, кто их возвещал, теми кто были только далекими свидетелями Слова в ожидании победной вести с небес.

Христос исполнен радостного осознания этого момента. Сегодня, когда Он произносит те же самые слова Книги, то же самое Слово Божие, происходит совершенно новое событие. Ибо между Христом и Словом Божиим нет никакого разрыва. Он — Сам Превечное Слово; и это Слово, и Он Сам — Событие. В Нем, наконец, Слово Божие облекается во все свое великолепие и раскрывает всю свою силу. В Нем оно соединяется с историей человечества и становится единосущным Ему. Отныне оно не только Слово Божие, ставшее в полноте человеческим, и потому всецело слышимое и воспринимаемое людьми, но оно становится также видимым. Святое Евангелие говорит нам о тех, кто могли стать самовидцами Слова. И оно становится ощутимым. Апостол Иоанн Богослов свидетельствует «о том, что было от начала, что мы слышали, что видели своими очами, что рассматривали, и что осязали руки наши, — о Слове Жизни» (1 Ин. 1,1).

И вся жизнь Христова, и Его смерть и все, что последует за Его смертью, будет теперь лишь постепенным и торжественным раскрытием того же самого Слова, неодолимым осуществлением творческой силы и жизни, всегда сокрытой в Слове Божием. Оно будет обращено к смертельно раненому миру, чающему новой и вечной жизни. Да, у Господа есть все основания так говорить: все слова Писания исполнились ныне в Нем в полноте.

И они будут исполняться всегда и на всяком месте. Господь исходит Своими пречистыми стопами лишь небольшой уголок нашей земли — Галилею и Иудею. Он будет сеять Свое слово всего лишь в течение трех лет. Более того, как только эта новая жизнь будет насаждена Им в мире Его смертью и Воскресением, Он вознесется на небо, чтобы пребывать одесную Отца. Однако ничто на земле не погибнет. Ибо Его пребывание среди нас было решающим и необратимым. Господь не только посеял обильно Свое Слово на доброй почве Церкви. Он не оставил нас сиротами.

Без промедления Он ниспослал Своего Духа, Который без конца напоминает нам Его слова и ведет нас к полноте истины, заключенной в них. И потому мы не должны завидовать тем, кто мог слушать Слово Божие из уст Самого Христа. Так же как они и в определенном смысле больше, чем они, мы являемся ныне в Церкви самовидцами Слова.

Потому что это твердое «ныне», произнесенное Господом в начале Его служения, продолжается до сегодняшнего дня. И будет продолжаться в непрестанном обновлении до конца времен, пока наш мир будет приносить плоды этого Слова, которое Господь, придя к нам, лично посеял на наших полях.

Самовидцы Слова Христова, Его служители и Его ученики — в этом высшая честь и слава всякого христианина. Поистине, то что мы видели, — только начало. И еще — мы можем познавать Его только во мраке веры. Мы становимся светом только на малое время, и, конечно, мы не сияем еще, как преподобный Серафим Саровский. Однако несмотря на все испытания и искушения, несмотря на всегда возможные сомнения, неопровержимая достоверность, спокойная уверенность всегда живет в сердцах всех любящих Господа. Это сила Слова Божия. Оно как светильник, сияющий в темном месте, говорит апостол Петр, как утренняя звезда, возвещающая наступление дня (2 Петр, 1, 19) Христос посреди нас, ныне и во веки.

Протоиерей Александр Шаргунов

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.