Проповедь в Неделю всех святых в земле Российской просиявших

Всех святых в земле Российской просиявшихВо имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Праздник всех русских святых сопровождается у нас сегодня радостью еще об одной победе, одержанной, скажем смело, Православной Церковью над врагами нашего Отечества. Несколько лет длился судебный процесс над православными милиционерами Валерием Блохиным и Алексеем Коноваленко, вступившими в бесстрашную схватку с наркомафией в защиту наших детей. Мы все прекрасно понимаем, что означало бы торжество преступников. Как в случае с богохульной выставкой в центре имени Сахарова, им надо было преподать всем урок, что сопротивление преступлению есть преступление. И что оно уголовно наказуемо. Их торжество означало бы, что мы живем в государстве, которое под прикрытием закона ведет открытую войну против своего народа. Вы помните, с каким злорадством средства массовой информации, телевидение уже включились в кампанию клеветы, организованную против отважных милиционеров. Победа майора Валерия Блохина и старшего лейтенанта Алексея Коноваленко, оправданных судом, как и победа шестерых наших алтарников, — это победа всей Церкви. Мы все молились о них, а некоторые из нас принимали деятельное участие в их судьбе. Господь говорит нам сегодня, что рано многие из нас опускают руки, полагая, что сделать больше ничего невозможно. И эта земная победа — несомненно больше, чем просто земная. Выйдя из зала суда, Валерий Блохин сказал с большим волнением, обращаясь к народу: «Я благодарю прокурора за все унижения, которые мне пришлось пережить в течение этих лет, за год, проведенный мною в тюрьме. Только так я мог узнать, что такое милосердие Божие и что такое любовь и верность совершенно незнакомых мне до этого людей». Эта земная победа заставляет в день памяти русских святых задуматься о главном, о путях русской святости вчера и сегодня. Мы знаем, что святость дается не за заслуги перед Отечеством и даже Церковью. Дела имеют значение только в той мере, в какой через служение Церкви и Отечеству является любовь ко Христу. Однако вера без дел, а значит и святость без дел — не существует.

Мы можем быть взволнованы только тем, что живое. То, что мертво, не касается нас. И самые прекрасные слова часто остаются бездейственными, если они не явлены в жизни. Жизнь призывает жизнь, и самые великие откровения приходят к нам всегда через живых людей. И это особенно верно, когда речь идет о Божественных вещах. В них — сияние близкого присутствия Бога. Можно произносить слово «любовь», как и имя Божие, всуе, не любя. И это слово будет безжизненно. Между двумя существами, по-настоящему любящими друг друга, слово любовь имеет иное значение, чем то, что может дать словарь. Потому что в жизни любовь — это знание, достигающее сокровенных глубин бытия. И было бы безумно и богохульно пытаться описать совне тайны Божественной жизни, к которым мы лично не приобщились. Ибо Бог есть чистая сокровенность. Он — тайна любви, Он — весь любовь, Его абсолютно невозможно познать, не вступив в живое общение с Ним. Даже тексты Евангелия, самые волнующие места Священного писания, касаются нас через слово, через пример, через жизнь, которая передает их нам и достигает нас здесь и сейчас. Всякое откровение в Писании и в Церкви обусловлено этой живой передачей через святых. Ибо святые, прежде всего, — не те, кто писал о Боге, кто рассуждал о Нем и строил богословские системы, но те, кто был сжигаем огнем Его любви. И через эти слова, иногда очень несовершенные, но всегда от избытка сердца сказанные, мы чувствуем неодолимую силу, потому что эти слова исходят от жизни и принесены нам ею. Именно в этом заключается смысл заступничества святых. Если Церковь придает святым такое значение и так празднует их память, то это потому, что через них совершается полнота нашего приношения Богу. Как могут говорить протестанты, что изумляться святым, любить их, молиться им значит занимать место Бога? Это все равно что сказать, что вот этот цветок незабудка мешает мне видеть другой цветок — ландыш, или фиалку, или розу, и все вместе — солнце небес. На самом деле все ведет к источнику одной бесконечной невидимой Красоты. И святые открывают нам в каждый век, в каждую эпоху, согласно испытаниям времени — всегда новым, вечный лик Христов. Без них само Евангельское благовестие потерялось бы в отвлеченных богословских построениях, превратилось бы в чистую схоластику, в фарисейство и законничество. Если Евангелие сохраняет и вечно являет свою новизну, то это потому, что через святых — преподобного Сергия Радонежского или преподобного Серафима Саровского, или святого праведного Иоанна Кронштадтского, или блаженную Матрону, или святых Царственных мучеников — открывается бесконечный источник, который приходит к нам в этих человеческих ликах. И мы можем узнавать незнакомого лично, но близкого, родного нам человека, который волнует нас всею силою жизни, такой же, как наша, — с ее плотью и кровью, с ее трудностями, со страстными влечениями, побеждаемыми благодатью, и открывает, наконец, в человеке все величие и красоту Христову. Откровение не могло быть дано нам иначе. Мы никогда не узнали бы смысл Евангельской нищеты и всех заповедей блаженств, если бы преподобный Сергий Радонежский и преподобный Александр Свирский не ввели нас в эту бесконечную красоту, если бы они не показали нам, что значит бесконечное истощание Божества в Пресвятой Троице, если бы мы не научились от них, что Царство Божие внутри нас — в непрестанном молчании Превечного Слова. Вы скажете, что порой благодать сама достигает нас. Но кто из нас может сказать, что это происходит не благодаря чьей-то незримой молитве за нас в небесной или земной Церкви. Кто из нас так отозвался на дар благодати, как наши святые? И благодаря чьему предстательству отозвались они на нее? Поклонение святым отвечает этой нашей живой нужде, этой невозможности для нас трепетно отозваться на призыв Божий, не услышав голос, в котором присутствует биение человеческого сердца. Как лучше понять вечное раскрытие Божественной правды и любви в течение всей человеческой истории, чем в жизни святых! В знаменитом письме «к Диогнету», датируемом II веком, так сказано о Христе: «Тот, Кто был от начала, явился как новорожденный, и был увиден как «ветхий денми», ибо Он Превечный, и всегда рождается юным в сердцах святых».

Он всегда рождается юным в сердцах святых! Но не только в сердцах святых Он хочет рождаться всегда юным, но и в наших сердцах. Если нам дано откровение, и мы осознали необходимость п