Прощение, которое предлагает нам Бог

Слово в прощеное воскресенье

Нам, христианам, дана заповедь — любить врагов наших — не потому что я забываю, что этот человек — мой враг. Но любя его — того, кто остается моим врагом, — я свидетельствую ему, что Бог любит его, и это может привести его к глубоким внутренним переменам. «И вы будете сынами Отца вашего Небесного; ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» (Мф. 5, 45). Не об этом ли молимся мы непрестанно в молитве «Отче наш»: «И остави нам долги наша, яко же и мы оставляем должником нашим»? Обратим внимание на это «как»! Речь не идет о том, чтобы умолять Бога соизмерять Его прощение с нашим, потому что тогда возможность быть прощенными для нас страшно бы ограничилась. Речь идет о том, чтобы мы приобщались тому безмерному прощению, даруемому нам Богом, в наших отношениях с людьми, где наше прощение по отношению к Божественному прощению, которым мы пользуемся, смехотворно мало.

Но надо, чтобы мы приняли этот дар прощения, который предлагает нам Бог. Это и называется покаянием. Вся жизнь христианина определяется даром Христова прощения. Начиная с крещения, которое совершается во оставление грехов. Кто-нибудь с насмешкой скажет: «Как хорошо вы устроились, православные. Согрешили — покаялись, и тут же получили прощение. И снова можно продолжать грешить». Будем помнить, что самые благородные истины, самые великие тайны могут быть искажены врагом.

В начале Великого поста и далее — Бог даст, до конца наших дней, — мы будем не один раз запечатлевать наше покаяние таинством исповеди. Но таинство — не автоматическое смывание наших грехов. Это непрестанное явление Божественной любви в течение всей моей грешной жизни. Я никогда не перестаю быть грешником — с какой бы решимостью я ни начинал бороться с грехом. Все наши исповеди — от первой до последней — свидетельство, чем является жизнь веры: христианин — грешник, сознающий себя прощеным и прощаемым Богом во Христе Иисусе. Он — не лучше других людей, но даром Христовым он входит в отношения совершенной любви, он узнает, что такое пасхальная благодать Креста и Воскресения, и это дает ему возможность не отчаиваться.

Иначе говоря, ничто никогда не может быть безнадежным. Слово Божие возвещает нам, что мы не должны никогда отчаиваться: ни в какой ситуации, сколь бы тупиковой она ни казалась, ни в каком человеке — в том числе и в таком, кто, кажется, как разбойник, погряз в самых ужасных пучинах зла. Ибо он по дару Христа может первым войти в рай, а я со своей фарисейской праведностью могу оказаться в числе тех, кто отвергает Христа и паки осуждает Его на Крестную смерть.

Протоиерей Александр Шаргунов

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.