Седмица 7-я по Пасхе

Понедельник

Ин, 49 зач., 14, 27—15, 7

Сказал Господь Своим ученикам: мир оставляю вам, мир Мой даю вам; не так, как мир дает, Я даю вам. Да не смущается сердце ваше и да не устрашается. Вы слышали, что Я сказал вам: иду от вас и приду к вам. Если бы вы любили Меня, то возрадовались бы, что Я сказал: иду к Отцу; ибо Отец Мой более Меня. И вот, Я сказал вам о том, прежде нежели сбылось, дабы вы поверили, когда сбудется. Уже немного Мне говорить с вами; ибо идет князь мира сего, и во Мне не имеет ничего. Но чтобы мир знал, что Я люблю Отца и, как заповедал Мне Отец, так и творю: встаньте, пойдем отсюда.

Я есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой — виноградарь. Всякую у Меня ветвь, не приносящую плода, Он отсекает; и всякую, приносящую плод, очищает, чтобы более принесла плода. Вы уже очищены через слово, которое Я проповедал вам. Пребудьте во Мне, и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе: так и вы, если не будете во Мне. Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего. Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет; а такие ветви собирают и бросают в огонь, и они сгорают. Если пребудете во Мне и слова Мои в вас пребудут, то, чего ни пожелаете, просите, и будет вам.

«Мир оставляю вам, мир Мой даю вам; не так, как мир дает, Я даю вам», — говорит в прощальной беседе с учениками накануне Крестной смерти Христос. Он говорит о даре Духа Святого, и этот дар — мир. В Священном Писании «мир» никогда не означает просто отсутствие тревог. Он означает все, что составляет наше высшее благо. Мир, который мир дает, касается только временного и земного. Христовы дары касаются вечности. Есть мир, который только замазывание трещин. «Мир, мир, говорят они, — свидетельствует пророк, — а мира нет. Скажи обмазывающему стену грязью, что она упадет». Мир Христов бесконечно драгоценней мира, который дает мир. Мир в наших сердцах, мир, о котором возвещали Ангелы людям в ночь Христова Рождества. Христос оставляет нам мир, как небесное сокровище, как Божие благословение.

Потому «да не смущается сердце ваше и не устрашается». Как сердце Самого Господа, Который уходит от них, но знает, что снова к ним придет. И мы должны это знать, прощаясь с нашими близкими в час нашей смерти. Мы уходим от них, чтобы встретиться с ними в вечности. «Если бы вы любили Меня, — говорит Господь, — то возрадовались бы», потому что хотя Я оставляю вас, Я «иду к Отцу, ибо Отец Мой более Меня». Сын Божий равночестен Отцу, а Сын Человеческий меньше Отца. Христос возводит мысли учеников к блаженству, несравненно превосходящему все, что есть на земле. В Царстве Отца им откроется большее, чем то, что они знают теперь от Него. Ученикам Христовым естественно радоваться о славе Его Вознесения. Кто любит Христа, тот печаль свою по Бозе должен растворить радостью о Христе Иисусе.

Его уход от них будет утверждением их веры: «И вот, Я сказал вам о том, прежде нежели сбылось, дабы вы поверили, когда сбудется». Они увидят, что у их Учителя — Божественное Предведение, и что все совершается с Ним по Божественному Совету. И мы должны учиться не тревожиться о том, что послужит утверждению нашей веры. «Уже немного Мне говорить с вами, — говорит Господь, — ибо идет князь мира сего, и во Мне не имеет ничего». Христос называет диавола, Своего врага, князем мира сего. Диавол приступал ко Христу с искушениями, предлагая Ему царства мира. А потом отошел до времени. «Но теперь, — говорит Христос, — он снова приближается ко Мне». Но диавол не мог одолеть Христа, потому что в Нем нет ни единого греха. Диавол не имеет ни единого повода подступить ко Христу, ему остается только торопить своих слуг к осуществлению их преступного замысла.

Однако Господь вольно принимает смерть, исполняя послушание Своему Небесному Отцу: «Но чтобы мир знал, что Я люблю Отца и, как заповедал Мне Отец, так и творю, — говорит Господь, — встаньте, пойдем отсюда». Господь напоминает нам, что лучшим свидетельством нашей любви к Отцу будет всегда исполнение Его заповедей. Ничто так не оспаривается миром как заповеди Божии, и нет для нас ничего более трудного, чем их исполнение. Господь не говорит нам: «Я иду», но «встаньте, идем отсюда». Однако Он идет впереди нас. Когда мы утешаемся благодатью Христовой и говорим: «Хорошо нам здесь быть», мы должны быть готовы встать и идти отсюда — вслед за Ним, вниз с этой благословенной горы — туда, где страдание.

И мы слышим слово Христово о виноградной лозе и о том, как обретаются плоды Духа. Христос — истинная виноградная лоза, насажденная в винограднике, на земле. Ибо Он — Слово, ставшее плотию. Лоза распространяется по земле, и Христос открывается как спасение всему миру. Он — истинная лоза, приносящая плод многий, — в отличие от бесплодных деревьев, которые обманывают только обещанием плода. Верующие во Христа — ветви этой лозы, их много, но они соединяются в одной лозе. Небесный Отец — виноградарь. «Господня земля и исполнение ее», но требуется труд, чтобы земля не была бесплодной. Никакой виноградарь не проявляет столько мудрой заботы и любви о своем винограднике, как Бог о Своей Церкви. «Всякую ветвь, не приносящую плода, Он отсекает; и всякую приносящую плод, очищает, чтобы более принесла плода». Это значит, что много таких, кто только считается ветвями Христовыми, и не приносит плода. Хотя по видимости они могут не отличаться от других, но скоро засыхают. Господь предупреждает, что они будут отсечены, и брошены в огонь. Но даже приносящие плод ветви нуждаются в очищении, чтобы и дальше плодоносить. У самых лучших из нас есть недостатки, от которых Небесный Садовник будет нас постепенно очищать.

Чтобы не быть бесплодными, мы должны пребывать во Христе. «Пребудьте во Мне, и Я в вас», — говорит Христос. Жизнь веры, соединенная с Сыном Божиим, несравненно прекрасней любой жизни, какая только может быть у человека на земле. Христос — корень и источник всякого истинного добра. «Ибо без Меня не можете творить ничего», — говорит Он. Без Христа мы не можем принести никакого плода, угодного Богу и полезного нам самим. Одна внешняя принадлежность к Церкви не спасет нас, а только живое общение со Христом.

Вторник

Ин, 53 зач., 16, 2—13

Сказал Господь Своим ученикам: изгонят вас из синагог; даже наступает время, когда всякий, убивающий вас, будет думать, что он тем служит Богу. Так будут поступать, потому что не познали ни Отца, ни Меня. Но Я сказал вам сие для того, чтобы вы, когда придет то время, вспомнили, что Я сказывал вам о том; не говорил же сего вам сначала, потому что был с вами. А теперь иду к Пославшему Меня, и никто из вас не спрашивает Меня: куда идешь? Но оттого, что Я сказал вам это, печалью исполнилось сердце ваше. Но Я истину говорю вам: лучше для вас, чтобы Я пошел; ибо, если Я не пойду, Утешитель не приидет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам, и Он, придя, обличит мир о грехе и о правде и о суде: о грехе, что не веруют в Меня; о правде, что Я иду к Отцу Моему, и уже не увидите Меня; о суде же, что князь мира сего осужден. Еще многое имею сказать вам; но вы теперь не можете вместить. Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину: ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам.

Господь заранее предупреждает Своих учеников, какие их ждут испытания, чтобы они не соблазнились Его Крестом и никогда не повернули назад от путей Божиих. «Изгонят вас из синагог, — говорит Он, — даже наступает время, когда всякий, убивающий вас, будет думать, что он тем служит Богу». Меч Синедриона и меч государственной власти будет поднят против идущих вслед Христу. Все двенадцать апостолов, кроме апостола Иоанна Богослова, были преданы мученической смерти — под предлогом служения Богу. Дело диавола нередко совершается во имя Божие. Таковы все ереси, расколы, инквизиции. И «человек беззакония», антихрист сядет в храме, выдавая себя за Бога.

Истинная причина вражды мира по отношению к христианам — в том, что они, говорит Господь, «не познали ни Отца, ни Меня». Многие из тех, кто любит председания в синагогах и звание «Учителю, учителю», не знают Бога. Отвергающий Христа не имеет права претендовать на знание Бога. Духовное невежество и ложное знание о Боге уготовляют гонителей истинного благочестия.

Господь объясняет Своим ученикам, почему Он предупреждает их об этом сейчас, и почему не делал этого раньше. Он предупреждает их сейчас, чтобы они, когда придет время, вспомнили, что Он сказывал им о том. Когда наступят наши испытания, мы не должны им удивляться, и хорошо нам будет вспомнить, что Христос заранее говорил о них. Когда же Господь ходил со Своими учениками, Он был всегда с ними, и брал на Себя все вражии нападения на них. Хотя с самого начала Господь готовил их к предстоящим скорбям.

«А теперь иду к Пославшему Меня, — говорит Господь, — и никто из вас не спрашивает Меня: куда идешь?» Петр спрашивал об этом и Фома, но Господь говорит о другом. Не надо спрашивать: откуда идут эти скорби? А надо спрашивать: куда они ведут? Ибо любящим Бога все содействует ко благу (Рим. 8, 28). Оттого что Господь сказал им о Своем уходе, печалью исполнилось сердце их. Они ничего не видят, кроме предстоящих скорбей. Слишком велики были их надежды на земное Царство и славу их Учителя. Ничто так не препятствует нашей радости о Господе как любовь к миру сему и мирская печаль.

Единственное, что понимают сейчас ученики, — то, что им предстоит утратить своего Господа. Но Господь говорит им, что это будет лучше для них, потому что, когда Он уйдет, Дух Святой, Утешитель, придет к ним. Послание Духа Святого будет даром, который Христос купит для нас Своею кровью. Присутствие Духа Святого в Церкви станет новым несравненным присутствием в ней Христа. Находясь на земле, Христос мог быть только в одном месте в одно время, но Духом Святым Он — всюду, где двое или трое собраны во имя Его. Любящие Господа могут видеть Его не телесным зрением, а глубинами сердечными.

Господь говорит, что пришествие Духа Святого — абсолютно необходимо для раскрытия Его Крестного служения на земле. Дух Святой, «придя, обличит мир о грехе и о правде и о суде». Дух Святой именуется Утешителем, а здесь Христос называет Его Обличителем. Он — Дух истины и прежде утешения необходимо открыть раны мира, без этого невозможно уврачевать их. Слово евангельской истины, свидетельство о ней жизнью и смертью святых — непрестанное мощное обличение мира, лежащего во зле и во лжи. И служение Церкви заключается в этом обличении — ради утешения кающихся Утешителем Духом Святым.

Дух Святой обличит людей о грехе. Не просто откроет им грех, но откроет обман, губительность и безумие греха и, наконец, покажет, что конец греха — смерть. Обличая, Дух Святой выделит особенным образом главный царствующий грех — неверие во Христа. Чем большее отступничество в мире от Христа, тем большее утверждение в нем греха как нормы. Когда иудеи распинали Христа, они не думали, что совершают грех, им казалось, что они приносят службу Богу. Но в день сошествия Святого Духа во время проповеди апостола Петра, «они умилились сердцем и сказали: что нам делать, мужи братья?» Дух Святой обличит людей о правде. Станет ясно, что во Христе Иисусе — все правда. Тот, Кого убивали как преступника, откроется как Бог, как Сын Божий. Почему сотник увидел Его Сыном Божиим на Кресте и апостол Павел по дороге в Дамаск? Это дело Духа Святого, Он являет совершенную праведность Христа, свидетельствует о Его Воскресении и восхождении к Отцу. Правда, праведность Христова сообщается Духом Святым верующим в Него. Наш Христос — одесную Бога Отца, — справа, там где вся праведность, вся правда, чтобы мы не сомневались в нашем оправдании и спасении по дару Его.

Дух Святой обличит людей о суде, о том, что князь мира сего осужден. Все зло мира осуждено на Кресте. Диавол, князь мира сего, выявлен до конца как лжец и человекоубийца. Он будет изгнан из душ человеческих благодатию Духа Святого. Все победил Христос, и нет такой силы, которая могла бы противостоять Ему. И Дух Святой дает нам внутреннее непоколебимое знание, что мы предстанем перед судом Божиим — с упованием на заступничество Христово.

«Еще многое имею сказать вам, — говорит Христос, — но вы теперь не можете вместить». У Него сокрыты все сокровища премудрости. И Он открывает их человечеству и каждому из нас согласно нашему духовному возрасту. Чем больше мы уподобляемся Христу в верности Его заповедям, тем больше Он может открыть нам. «Когда же приидет Он, Дух истины, — говорит Христос, — то наставит вас на всякую истину». Дух Святой дается нам как наш Путеводитель и Наставник — Он не просто открывает нам истину, полноту истины, но наставляет нас, вводит в нее. Дух Святой прославит Христа. Само сошествие Духа Святого, все дары Его — в слове, в таинствах, в заповедях, в чудесах — прославление Христа. И Дух Святой прославляет Христа, вводя учеников Его в истину Христову. «Он от Моего возьмет и возвестит вам, — говорит Христос. — Все, что имеет Отец, есть Мое, потому Я сказал, что от Моего возьмет и возвестит вам». Все, что Дух Святой дает нам для возрастания в новой жизни, принадлежит Христу. Вся благодать и истина, которую Отец дал в руки Господа нашего. Царство Духа Святого — Царство Христово. Царство Отца, Отца и Сына и Святого Духа, к которому устремлены все наши молитвы. «Да приидет Царствие Твое». И все небесные благословения на нашем пути к нему даются нам благодатью, любовью и истиной святой единосущной животворящей и нераздельной Троицы.

Среда

Ин, 54 зач., 16, 15—23

Сказал Господь Своим ученикам: все, что имеет Отец, есть Мое; потому Я сказал, что от Моего возьмет и возвестит вам. Вскоре вы не увидите Меня, и опять вскоре увидите Меня, ибо Я иду к Отцу. Тут некоторые из учеников Его сказали один другому: что это Он говорит нам: вскоре не увидите Меня, и опять вскоре увидите Меня, и: Я иду к Отцу? Итак они говорили: что это говорит Он: «вскоре»? Не знаем, что говорит. Иисус, уразумев, что хотят спросить Его, сказал им: о том ли спрашиваете вы один другого, что Я сказал: вскоре не увидите Меня, и опять вскоре увидите Меня? Истинно, истинно говорю вам: вы восплачете и возрыдаете, а мир возрадуется; вы печальны будете, но печаль ваша в радость будет. Женщина, когда рождает, терпит скорбь, потому что пришел час ее; но когда родит младенца, уже не помнит скорби от радости, потому что родился человек в мир. Так и вы теперь имеете печаль; но Я увижу вас опять, и возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет у вас; и в тот день вы не спросите Меня ни о чем. Истинно, истинно говорю вам: о чем ни попросите Отца во имя Мое, даст вам.

Христос говорит Своим ученикам: «Я оставляю вас. Но Я снова приду к вам. Наступит день, когда начнется Мое торжество и придет Мое Царство. Но прежде вы должны пройти через страшные испытания, через скорби, которые можно уподобить скорби имеющей во чреве и рождающей». «Женщина, когда рождает, терпит скорбь, потому что пришел час ее; но когда родит младенца, уже не помнит скорби от радости, потому что родился человек в мир». Мы не можем не слышать здесь радости Самого Господа о телесном и духовном рождении человека. «Слава Божия, — говорит святой Ириней Лионский, — это человек живой». Но если вы с верностью ко Господу перенесете все, то примете драгоценное воздаяние. И Господь говорит, что вся жизнь христианина — это испытание.

«Истинно, истинно говорю вам, вы восплачете и возрыдаете, а мир возрадуется; вы печальны будете, но печаль ваша в радость будет». Верующие во Христа радуются или печалятся в зависимости от того, видят они пред собою Господа или нет. «Мир возрадуется», потому что печаль святых — радость грешников. Те, кто равнодушен ко Христу, будут продолжать искать плотские утехи даже в день Его распятия. Враги Христовы возрадуются, потому что будут думать, что победили Его. Не будем удивляться пиру мира среди приближающегося огненного потопа, когда мы с трепетом предстоим перед спасительным ковчегом. «Но печаль ваша в радость будет». Печаль истинного христианина — на краткое время. Воскресение Христово — возвращение к жизни от смерти для нас, и печаль о страданиях Христовых обращается в радость. «Нас огорчают, а мы всегда радуемся», — свидетельствует апостол (2 Кор., 6, 10). Среди самой многоскорбной жизни христианин может иметь в своем сердце радость. Не просто за печалью последует радость, но сама печаль обратится в радость. Воля Божия в том, чтобы христиане были утешенным Утешителем народом.

«Так и вы, — говорит Господь, — теперь имеете печаль; но Я увижу вас опять, и возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет у вас». Христос несомненно придет со Своей благодатью к тем, кто чает прихода Его. Возвращение Христа — возвращение радости нам. Той радости, которая сокровенна, сладка и крепка, так что никто не отнимет ее. Они отняли бы, если бы могли, но Бог не даст им победить нас. Наши земные радости могут быть отняты у нас по тысяче случайных причин, но небесные радости — вечны. Они не смогут отнять у нас радости, потому что не смогут отлучить от любви Христовой, от нашего Бога, от наших сокровищ на небесах.

«В тот день вы не спросите у Меня ни о чем», — говорит Христос. Потому что не будет нужды в вопрошаниях. Дух истины даст ученикам Христовым несравненно большее знание о вещах Божественных и человеческих, чем они имели до этого. Но это обещание Христово исполняется в полноте только на небесах.

«Истинно, истинно говорю вам: о чем ни попросите Отца во имя Мое, даст вам». Господи, Господь наш, что большего можем мы пожелать? Христос обещал Своим ученикам дать им великое просвещение Духом Святым, но они должны молиться об этом даре. Полнота всех даров уготована для любящих Господа в месте вечного их упокоения, но пока мы в пути, непреложно утешение Господне: «Просите, и дастся вам». Все, что мы имеем, пришло к нам через Иисуса Христа. И во имя Его мы просим и получаем эту неразрушимую ничем и совершенную радость среди многих наших скорбей. Цель молитвы веры — радость о Господе. И потому — «всегда радуйтесь» означает «непрестанно молитесь». Господь напоминает нам о малости наших прошений и вечности Его даров. Надо, чтобы ладан молитв Церкви облагоухал все наши добрые дела.

Четверг

Ин, 55 зач., 16, 23—33

Сказал Господь Своим ученикам: и в тот день вы не спросите Меня ни о чем. Истинно, истинно говорю вам: о чем ни попросите Отца во имя Мое, даст вам. Доныне вы ничего не просили во имя Мое; просите, и получите, чтобы радость ваша была совершенна. Доселе Я говорил вам притчами; но наступает время, когда уже не буду говорить вам притчами, но прямо возвещу вам об Отце. В тот день будете просить во имя Мое, и не говорю вам, что Я буду просить Отца о вас: ибо Сам Отец любит вас, потому что вы возлюбили Меня и уверовали, что Я исшел от Бога. Я исшел от Отца и пришел в мир; и опять оставляю мир и иду к Отцу. Ученики Его сказали Ему: вот, теперь Ты прямо говоришь, и притчи не говоришь никакой. Теперь видим, что Ты знаешь все и не имеешь нужды, чтобы кто спрашивал Тебя. Посему веруем, что Ты от Бога исшел. Иисус отвечал им: теперь веруете? Вот, наступает час, и настал уже, что вы рассеетесь каждый в свою сторону и Меня оставите одного; но Я не один, потому что Отец со Мною. Сие сказал Я вам, чтобы вы имели во Мне мир. В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир.

«Истинно, истинно говорю вам, — утешает Своих учеников Христос, — о чем ни попросите Отца во имя Мое, даст вам». Земное мы можем просить и у людей, но есть на свете такие дары, которых никто не может дать нам кроме Бога. Мы просим их у Отца во имя Христово, потому что сознаем свое полное недостоинство и потому всецелую зависимость от Христа. Господь понуждает нас к такой молитве. «Доныне вы ничего не просили во имя Мое, — говорит Он, — просите, чтобы радость ваша была совершенна». Это значит, что то, о чем вы просили раньше, — ничто по сравнению с тем, о чем вы можете просить. Господь дает независтно и не упрекает, сколь бы часто мы ни обращались к Нему. Ныне Христос приносит себя в жертву за спасение мира, ради которого будут приняты и наши молитвы. «Доселе Я говорил вам притчами; но наступает время, когда уже не буду говорить вам притчами, но прямо возвещу вам об Отце». То, что раньше Христос говорил им о Боге, было только образами, книгой за семью печатями — по сравнению с тем, что Он откроет им сейчас. Когда они примут Духа Святого, Он прямо возвестит им об Отце. Он и теперь ясно им говорит, что исшел от Бога, и к Богу идет, что Он — Сын Божий, и Крест, предстоящий Ему и есть путь к Отцу. И ныне для каждого человека открывается путь к Богу Отцу.

«В тот день будете просить во имя Мое, и не говорю вам, что Я буду просить Отца о вас: ибо Сам Отец любит вас». «Мы имеем Ходатая пред Отцем Иисуса Христа» (1 Ин, 2, 1), но Он говорит сейчас так, будто они не будут нуждаться больше ни в каких дарах после того, как Он даст им Святого Духа, Который будет ходатайствовать за них воздыханиями неизреченными. Как если бы ученики Христовы уже получили полноту даров. Но Господь всегда дает больше, чем обещает дать. «Сам Отец любит вас, — говорит Христос, — потому что вы возлюбили Меня». Ученики Христовы — возлюбленные Божии. И молитва Господня «Отче наш» стала их молитвой. Они любят Христа, потому что веруют, что Он пришел от Бога, и что Он Спаситель мира. Вера действует любовью. Что бы с нами ни происходило, мы должны знать, что Бог любит нас.

«Теперь мы видим, — говорят ученики Христовы, — что Ты знаешь все и не имеешь нужды, чтобы кто спрашивал Тебя. Посему веруем, что Ты от Бога исшел». Лучшие из учителей могут отвечать только на то, о чем вопрошают вслух, а Христос отвечает на наши мысли. «Теперь веруете? — отвечает Господь. — Когда же придет час испытаний, куда денется ваша вера?» Он предсказывает, как скоро последует их падение. Пройдет немного времени, в эту же самую ночь они рассеются каждый в свою сторону и оставят Его одного. Каждый пойдет своей дорогой, той, которая будет казаться ему наиболее безопасной. Христос заранее знает, что они оставят Его в самый трудный момент, но не отворачивается от них, а проявляет еще большую заботу о них. «Теперь веруете?» Не превозноситесь своею верой, а бойтесь ее потерять. Даже в час, когда Господь утешает нас благодатью, хорошо нам помнить, как нетвердо еще стоим мы в добре. Кто думает, что стоит, бойся, чтобы не упасть.

«Но Я не один, — говорит Христос, — потому что Отец со Мною». Он единосущен Отцу по природе, и Его Божество нераздельно от Его человеческого естества. Своему исключительному единству с Отцом Христос хочет приобщить и всех верующих в Него. Пусть все на свете оставят нас, только бы Бог был с нами. «Сие сказал Я вам, — говорит Господь, — чтобы вы имели во Мне мир». Воля Божия, чтобы мы имели внутренний мир в себе, какие бы беды ни находили на нас совне. Мир во Христе — единственно подлинный мир. «В мире будете иметь скорбь, — говорит Он нам, — но мужайтесь: Я победил мир». Никому не избежать этой скорби в мире, лежащем во зле, но Господь призывает нас к мужеству, потому что Он уже победил этот мир. Он победил Крестом зло этого мира, никогда не было такого Победителя как Христос, и Его победа принадлежит нам. Христос победил этот мир, прежде чем мы явились на свет, и как бы ни торжествовало сегодня зло, мы должны смотреть на него как на уже побежденного врага. Жизнь дается нам только для того, чтобы мы многими скорбями вошли в эту победу, в радость Господа своего.

Пятница

Ин, 57 зач., 17, 18—26

В то время возвел Иисус очи Свои на небо, и сказал: Отче, как Ты послал Меня в мир, так и Я послал их в мир. И за них Я посвящаю Себя, чтобы и они были освящены истиною. Не о них же только молю, но и о верующих в Меня по слову их, да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино, — да уверует мир, что Ты послал Меня. И славу, которую Ты дал Мне, Я дал им: да будут едино, как Мы едино. Я в них, и Ты во Мне; да будут совершены воедино, и да познает мир, что Ты послал Меня и возлюбил их, как возлюбил Меня. Отче! которых Ты дал Мне, хочу, чтобы там, где Я, и они были со Мною, да видят славу Мою, которую Ты дал Мне, потому что возлюбил Меня прежде основания мира. Отче праведный! и мир Тебя не познал; а Я познал Тебя, и сии познали, что Ты послал Меня. И Я открыл им имя Твое и открою, да любовь, которою Ты возлюбил Меня, в них будет, и Я в них.

В Своей первосвященнической молитве к Отцу Христос произносит непостижимые страшные слова о Своих учениках: «Как Ты послал Меня в мир, так и Я послал их в мир». С проповедью того же учения, с дарами той же благодати. Только Он послан в мир как Сын Единородный от Отца, а они — как чада Божии по благодати, которую Он купил для них Своею кровью. Господь знает, сколь трудным будет их служение и каких сил потребует оно для достойного его исполнения. Но с теми, кого Христос посылает на проповедь, Он неотступно идет рядом. Как Отец освятил Его, посылая в мир (Ин. 10, 36), так ныне Он предает их Отцу для освящения.

«И за них Я посвящаю Себя, — говорит Господь, — чтобы и они были освящены истиною». Это значит, что в непорочности Своей Он приносит всего Себя Богу Отцу в Духе Святом. И Его заступничество за нас совершается даром этого приношения. Чтобы и служители Христовы были всецело посвящены Богу и знали по себе, как благодатно действует слово истины, которое они будут проповедовать другим. Подлинная святость есть всегда плод Крестной смерти Господа. И слово истины обретает силу освящения от Крестной смерти Его. Он предал Себя за Церковь Свою — да освятит ее. Никто не может исполнить великое служение посланничества Христова собственными силами, но благодать Божия дается тем, кто предает жизнь в руки Господни.

И мы видим, как постепенно первосвященническая молитва Господа простирается до пределов земли. Вначале Он молится о предстоящих Ему Крестных страданиях, затем о учениках, о том, чтобы сила Божия хранила их. И далее Его взор проникает в далекое будущее, обнимая все времена и все народы, всех верующих во имя Его. Будем помнить всегда, что в этот час Господь молится и о нас. Он знает, что мы не лучше первых избранных Его учеников, и в час испытания можем предать Его, если будем надеяться на свои собственные силы. Но Он никогда не оставит нас и будет вести через все испытания, пока мы не узнаем, что значит подлинное покаяние, и облечемся силою свыше.

Накануне Своих Крестных страданий Христос молится о единстве Церкви. «Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они будут в Нас едино». Вся история Церкви свидетельствует, что невозможно создать такое единство никакой внешней властью, никаким внешним объединением. Есть разделение Церквей, вследствие отступления некоторых исповеданий от полноты истины и есть разделение внутри одной Церкви, несмотря на хранение ею чистоты веры. Христос говорит о единстве личного общения между Богом и человеком и людей друг с другом в любви и истине. Оно не может быть достигнуто никакой человеческой силой, а только силой Духа любви и истины. И это значит, что те, для кого разрыв по-настоящему болит, могут преодолевать его только тогда, когда видят цель своей жизни в стяжании Духа Святого, по слову преподобного Серафима. Все, что подлинно едино с Христом Богом и Отцом Небесным, все, кто едины, соединятся в Боге друг с другом. Это единство необходимо для спасения всех людей. «Да уверует мир, — говорит Христос, — что Отец послал Меня». Бог хочет спасения всех, и познавшие эту тайну святые призывают нас ничего не пожалеть ради явления в мир силы Креста Христова. «Отдай кровь и приими Дух», «спасись сам, и тысячи вокруг тебя спасутся».

И далее Христос говорит, что Он дал Своим ученикам славу, которую дал Ему Отец. Господи, неужели так велика слава христианина? Но эта слава означает прежде всего Крест. «Ныне прославился Сын Человеческий и Бог прославился в Нем», — говорит Господь, вступая в Свои Крестные страдания. И нет большей чести и славы для христианина, чем пострадать за Христа. Быть христианином значит быть крестоносцем — то есть тем, кому дана Божия слава. Чем большую верность храним мы Христу, тем больше слава.

«Отче! которых Ты дал Мне, — молится Господь, — хочу, чтобы там, где Я, и они были со Мною, да видят славу Мою, которую Ты дал Мне, потому что возлюбил Меня прежде основания мира». Все, что принадлежит Христу, принадлежит и нам. «Если страдаем с Ним, то с Ним и прославимся». Рождество Христово, Крещение Господне и Пасха в Церкви — это «елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся». Теперь «мы видим, как бы сквозь тусклое стекло» (1 Кор. 13, 12), а там увидим Его лицом к лицу и будем подобны Ему. Пасхальная радость, которую дает нам здесь Христос, — только предвкушение будущей радости.

«И Я открыл им имя Твое и открою, да любовь, которою Ты возлюбил Меня, в них будет, и Я в них». Эти последние слова Господа в прощальной беседе с учениками — Его благословение Церкви на все времена. И в особенности на те, когда мир будет готов поклониться антихристу. Перед лицом предательства и предельного торжества зла Господь возвещает о победе и о славе, которая принадлежит всем.

Суббота

Ин, 67 зач., 21, 15—25

Когда же они обедали, Иисус говорит Симону Петру: Симон Ионин! любишь ли ты Меня больше, нежели они? Петр говорит Ему: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси агнцев Моих. Еще говорит ему в другой раз: Симон Ионин! любишь ли ты Меня? Петр говорит Ему: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси овец Моих. Говорит ему в третий раз: Симон Ионин! любишь ли ты Меня? Петр опечалился, что в третий раз спросил его: любишь ли Меня? и сказал Ему: Господи! Ты все знаешь; Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси овец Моих. Истинно, истинно говорю тебе: когда ты был молод, то препоясывался сам и ходил, куда хотел; а когда состаришься, то прострешь руки твои, и другой препояшет тебя, и поведет, куда не хочешь. Сказал же это, давая разуметь, какою смертью Петр прославит Бога. И, сказав сие, говорит ему: иди за Мною. Петр же, обратившись, видит идущего за ним ученика, которого любил Иисус и который на вечери, приклонившись к груди Его, сказал: Господи! кто предаст Тебя? Его увидев, Петр говорит Иисусу: Господи! а он что? Иисус говорит ему: если Я хочу, чтобы он пребыл, пока приду, что тебе до того? ты иди за Мною. И пронеслось это слово между братиями, что ученик тот не умрет. Но Иисус не сказал ему, что не умрет, но: если Я хочу, чтобы он пребыл, пока приду, что тебе до того? Сей ученик и свидетельствует о сем, и написал сие; и знаем, что истинно свидетельство его. Многое и другое сотворил Иисус; но, если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг. Аминь.

Первый вопрос, который Господь ставит по Воскресении Своем Церкви, каждому из нас — вопрос любви. И этот вопрос касается Самого Господа: «Любишь ли Меня?» Господь воскресший из мертвых после Крестных страданий в сиянии славы хочет прежде всего увериться в любви Своей Церкви. И, главным образом, в личной любви того, кто будет служителем Церкви. Трижды вопрошает Спаситель апостола Петра, потому что он трижды отрекся от Него. А «трижды» означает бесчисленное число раз, когда человек отрекается от Господа.

Господь спрашивает: «Любишь ли Меня?» трижды, чтобы восстановить Петра в утраченном апостольском достоинстве. Прежде всего Он спрашивает, любит ли Петр Своего Господа как Человека, понимает ли он заповедь о любви к ближнему. Эта заповедь не может быть отвлеченной. Она должна всегда означать конкретного человека, с которым нас связывают личные отношения. В данном случае Человека Христа, как говорит Писание, и человека Петра. Второе Его вопрошание уже связано с той тайною, которая открывается во Христе воскресшем, как в Боге. Это уже вопрошание о любви к Богу. И, наконец, третье вопрошание Господа — предстояние перед тайной Пресвятой Троицы, потому что во Христе открывается Божественная полнота Пресвятой Троицы.

Христос спрашивает Петра: «Любишь ли Меня больше, нежели они?» — напоминая ему его собственные слова на Тайной Вечери. Но у Петра и в мыслях теперь уже нет, что он любит Христа больше, чем другие ученики. Хотя мы должны стараться всей жизнью своей быть лучше, чем другие, — стремиться к тому совершенству, к которому призвал нас Господь, — тем не менее, мы в смирении своем должны почитать других людей больше себя. Но Господь ждет от Петра, как и от всех служителей Церкви, большей устремленности к этой любви, чем от всех остальных людей. Чтобы этой любовью он мог коснуться тех, кто в своей расслабленности сопротивляется этой любви.

И Петр, ища доказательства своей любви, призывает в свидетели Самого Господа: «Ты знаешь, Господи, что я люблю Тебя». И особенно в третий раз: «Господи! Ты все знаешь; Ты знаешь, что я люблю Тебя». Петр знает, что Христос знает все, и знает все, что в его сердце. Ему достаточно, что Христос, Который знает все, — видит то, что с ним происходит. Для него не требуется никаких других доказательств искренности его сердца. Это лицемерному человеку страшно, что Христос видит все и знает все, а для искреннего ученика Христова это самое великое утешение. Христос знает нас лучше, чем мы знаем самих себя. Он верит в нас, и Ему открыта глубина жизни каждого человека, тот образ Божий, который может быть восстановлен в своей первозданной красоте, если человек нелицемерно, искренне покается, и начнет жить по правде Христовой.

Почему же Петр так опечалился, когда Господь в третий раз спросил его: «Любишь ли Меня?» Потому что это сразу во всей полноте напомнило ему о его предательстве. Напоминание о прошлых грехах, даже о прощенных, не может не наполнять печалью наши сердца, потому что мы знаем, что оскорбили ими Господа. апостол Петр боится, что Господь, видящий все, предвидит его новое падение. Святой Иоанн Златоуст говорит, что Петр внезапно был охвачен страхом: «Он бы не спрашивал меня так, если бы для этого не было оснований. И раньше я говорил о любви к Нему, но дело показало иное. Что будет со мной, если снова придет искушение?» Господь так испытывает любовь апостола, потому что доверяет ему самое драгоценное сокровище, какое есть у Него на земле: «Паси агнцы Моя, паси овцы Моя».

В Церкви, в стаде Христовом, есть агнцы, и есть овцы. И те, и другие дороги для Пастыря доброго. Но прежде всего Он заботится об агнцах. Еще в древних катакомбах было изображение Спасителя с агнцем — маленьким ягненком, которого Он несет на плечах. Пастырь добрый — символ любви, которую имеет Господь, к каждой заблудшей овце. Никто не сможет повести словесных овец на зеленые райские пастбища, если не будет с ним Сам Христос, Пастырь добрый. Если не будет у него такой любви ко Господу, которая будет означать благодатное присутствие Самого Христа.

После тройного вопрошания о верности, Господь показывает, что означает любовь, в которой Он восстанавливает Своего ученика. Вначале Он утверждает его в чести пастырства, а теперь Он говорит ему о большей чести — о том, что ему будет дана честь мучеников. «Истинно, истинно говорю тебе: когда ты был молод, то препоясывался сам и ходил, куда хотел; а когда состаришься, то прострешь руки твои, и другой препояшет тебя, и поведет, куда не хочешь» — как связанного узника. «Истинно, истинно», — говорит Христос. Как Он предвидел Свои собственные страдания и говорил о них, так предвидит Он страдания всех Своих последователей, всех, кто любит Его. Доверяя Петру служение пасти словесных овец, Господь говорит ему, чтобы он не ждал покоя и почестей в этом служении, но чтобы, подобно Самому Пастыреначальнику, ждал скорбей и гонений. До сих пор воля Петра определяла все, что он делал. Эта воля исходила из его собственного выбора. Но и теперь этот выбор не отнимается от него, однако все становится иным. Его воля согласна с волей Господней. И все, что было его, Петр отдает Господу. Когда Господь впервые призвал Петра при чудесной ловле рыб, Петр ответил Ему первым своим «да». Теперь после отречения ему надо исправить свое падение новым, трижды сказанным «да». Так происходит с каждым, кого по-настоящему призывает Господь. Эти три «да», которые Петр говорит, открывают новую его ответственность. Только сейчас ему в полноте открывается, по дару милосердного Господа, его служение, — в той мере, в какой его «да» утверждается и углубляется, в той мере, в какой реальна его любовь. Это есть служение, которое может и должно возрастать. Господь не обязательно имеет в виду мученичество, предстоящее Петру, и каждому из нас, но Он обязательно говорит о смерти, ожидающей каждого из нас, и о том служении, которое должно быть как поклонение Кресту Христову. Петр должен возрастать в познании, что ему доверяется всецелое служение Господу. Это не должно быть возрастанием веры в себя, но постоянной молитвой и подлинным поклонением Кресту Христову. Бесконечно трудно исполнить все, что требует любовь, потому что любовь требует всего человека. До конца, до смерти. Как Господь Себя отдает нам до смерти, так, спрашивая каждого из нас: «Любишь ли Меня», Он говорит о такой любви.

«Когда ты состареешься, — говорит Господь Петру, — другой тебя препояшет». Петр не сможет уже сделать этого сам. Может быть, оттого, что у него не будет больше для этого сил. А, может быть, оттого что ему помешают. Но он будет столь зависим от любви Христовой, что будет не в состоянии сделать самого простого по своей воле, даже самых естественных движений. Христос говорит ему, что другой его препояшет и поведет, куда он не хочет. Собственная воля Петра не примет смерть с радостью, как и мы не принимаем с радостью нашу смерть. Он устрашится Креста, как и мы устрашимся, когда приблизится к нам по-настоящему Крест Христов. Но Петр устремлен ко Господу, и воля Христова, которую он должен принять как свою собственную волю, исполнит его решимости быть ведомым туда, куда он не хочет. И когда придет час быть ведомым врагами Божиими, когда они возложат на него руки, он узнает в этом руку Божию.

«Сказал же это, давая разуметь, какою смертью Петр прославит Бога». Смерть христианина отличается от всякой другой тем, что она совершается в служении Господу. Какое бы место в жизни ни занимал христианин, он должен смертью своею прославить Бога. Все, что Христос совершил, все Его слова, все Его Крестные страдания имеют целью только одно — прославить Бога. Его человеческая жизнь от рождения до смерти — свидетельство славы Божией. И когда Петр обретет свою смерть на кресте, и в его смерти будут видимые знаки славы Божией, запечатленные смертью Христа на Кресте.

И Господь дает заповедь Петру: «Следуй за Мной». Это тайна принятия воли Божией. Этими словами впервые призвал Господь Петра после чудесной ловли рыбы у Галилейского озера, следовать за Ним, быть Его учеником (Мф. 4, 19). И теперь этими словами Он говорит о его мученической смерти. Будь готов к принятию того, что и Я принял, говорит ему Господь, ибо «ученик не больше своего Учителя» (Лк. 6, 40). Хотя давно уже Петр следует за Господом, но теперь он должен идти за Ним по-новому, поскольку ему открывается новое служение. Он все получил от Господа, всю любовь, все служение, и даже знание, что он будет верен до конца.

Петр спрашивает Спасителя об Иоанне: «Господи, сей же что?» «Что тебе до того, — отвечает Господь, — ты иди за Мною». Господь дает каждому свое служение. Как говорит преподобный Силуан Афонский: «Один — патриарх, другой — священник, третий — повар; большую награду получит тот, кто больше любит Бога». Не надо сравнивать себя ни с кем. Перед лицом вечности каждый из нас, сколь бы скромным ни было его служение, обретает несоизмеримое ни с чем величие по дару любви Христовой. И Господь сказал еще об Иоанне: «Я хочу, чтобы он пребыл, пока приду». Оттого что апостол Иоанн Богослов — единственный из апостолов, кто не умер мученической смертью, их ученики заключили из этого слова Христова, что он вообще не умрет. Может быть, в этом проявилась детская простота первых христиан, желающих видеть всегда перед собой этого исключительного свидетеля любви Христовой, и знающих после Его воскресения, что Господу возможно все. Но не сказал Господь, что он не умрет, но: «если Я хочу, чтобы он пребыл, пока приду, что тебе до того?» Господь хочет, чтобы верность, которую этот апостол явил у Креста вместе с Божией Матерью, его свидетельство о истине и любви, евангельское слово и откровение о будущем человечества и Церкви, всегда пребывало с нами.

«Многое и другое сотворил Иисус; но, если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг. Аминь». Как бы мы ни были утешены благодатью, сколько бы мы ни знали о Христе, мы касаемся только края ризы Его. Какие бы чудеса ни дано нам было пережить, они — ничто перед тем, что может ждать нас впереди. Человеческие слова бессильны описать Христа, и человеческие книги не могут вместить Его. Потому Евангелие от Иоанна завершается напоминанием о бесчисленных победах, о неиссякаемой силе и безграничной благодати воскресшего Христа.

Неделя 8-я по Пасхе

День Святой Троицы. Пятидесятница

Утреня

Ин, 65 зач., 20, 19—23

В тот же первый день недели вечером, когда двери дома, где собирались ученики Его, были заперты из опасения от Иудеев, пришел Иисус, и стал посреди, и говорит им: мир вам! Сказав это, Он показал им руки и ноги и ребра Свои. Ученики обрадовались, увидев Господа. Иисус же сказал им вторично: мир вам! как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас. Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся.

Христос явил присутствие Бога в мире, пройдя через Крест. И когда на Кресте Он сказал: «Совершилось», обратив Свой взор к Отцу, завершив Свое спасительное служение, — Он послал Духа Святого в мир. Дух Христов был послан от мрака Креста, чтобы преобразить всех людей. И когда в первый вечер Пасхи Христос явился Своим ученикам в уединенном доме, удаленном от людей, с «дверями затворенными», как сказано в Евангелии, Он сказал им простые слова: «Мир вам. Примите Духа Святого».

Воскресший Христос дунул на Своих учеников, чтобы сообщить им Духа Святого. Дух Святой всегда со Христом Богом и отныне — в жизни каждого человека, принимающего Христа. Мы знаем, что Дух и дыхание на языке Священного Писания выражаются одним словом. Человек имеет дыхание, свой дух человеческий. И наше естественное дыхание имеет нечто общее с Дыханием Божиим. Разве Книга Бытия не рассказывает нам, как, сотворив тело первого человека, Господь вдохнул в него Свое Дыхание, чтобы человек стал живым (Быт. 2, 7)? Это первое творение и первое рождение совершенно соответствует второму творению и второму рождению, которое мы празднуем в день Пятидесятницы. Связь между человеком и Дыханием Божиим открывается в земной жизни и в смерти Христа, Сына Божия. Христос воплотился от Духа Святого и Марии Девы. Дух Святой сходит на Него при Крещении и всегда пребывает с Ним. Он сопутствует Ему в Его служении, в Его проповеди, в Его чудесах. Дух Святой — с Ним среди Его Крестных страданий, до смерти. И с последним Своим дыханием Он сказал на Кресте: «Отче, в руки Твои предаю дух Мой» (Лк. 23, 46).

В час, когда Христос предает Свой дух Отцу, Он обнимает Своею любовью весь род человеческий. Оттого что Христос вознесен на Крест, Дух Святой, согласно Его собственному обещанию, может быть дан всем людям. «Когда Я буду вознесен, — говорил Он, — Я всех привлеку к Себе». Иными словами, когда Сын Божий в час смерти дает совершенный ответ любви Отцу Небесному от лица всех людей — любовь Божия в Духе Святом изливается на все человечество. Отныне Дыхание Божие не ограничивается телом Христа, но Его воскресшее тело стало источником Духа животворящего для всех людей в жизнь вечную.

Таким образом, в первый вечер Пасхи, впервые встретив Своих апостолов, собранных вместе, воскресший Христос не мог дать им лучшего дара, чем Свое Дыхание, Духа Святого, от Отца исходящего, приносящего им прощение грехов. И через них, в свою очередь, прощение всем людям. Это дуновение было залогом Пятидесятницы — дня, когда в знамении огненных языков сошел Святой Дух на апостолов и, проникнув все их человеческое естество благоволением Отца, искуплением Сына, соделал их причастниками Божественного естества. Это произошло в тот самый день Пятидесятницы, когда в Ветхом Завете на Синайской горе был дан закон — десять заповедей. В тот самый день был дан новый закон жизни, свободы, сыноположения, любви. А теперь это день нового творения человека, которое обнаружилось в теле, в способностях, в языке, в разуме, в познаниях учеников Христовых — то, что привело в растерянность первосвященников и правителей.

Дух Святой преобразует учеников Христовых. До принятия Духа Святого, «страха ради иудейска», они заперлись в своем доме и не осмеливались выйти наружу. Сообщая им Свою силу, Дух Святой делает их сильными. Вдохнув в них Свою жизнь, Он исполняет их бесстрашия. Они выходят из дома и начинают говорить среди народа на разных языках, исполняя повеление Господне: «Как послал Меня Отец, так Я посылаю вас». Не на одних апостолов, и не ради них только, сошел Дух Святой, а через апостолов — на всех, и ради всех нас. Самое чудесное — то, что они могли передавать этот дар всякому, кто уверовал, крестился и принял возложение рук, или миропомазание. Было очевидно, что излияние Духа Святого на учеников завершило дело первого творения. День Пятидесятницы тесно связан с шестым днем творения — днем творения человека.

Святые отцы говорят, что эти два явления Духа Святого — в первый вечер Воскресения и в день Пятидесятницы — свидетельствуют о двух моментах христианской жизни. Первое ниспослание Духа Святого — дуновение уст Христовых — есть дарование Церкви всегда истинно действующих спасительных таинств, которые, вне зависимости от нашего недостоинства, всегда освящают нас и спасают. Оттого, что Христос соединился с человеком, принял все наше естество, прошел весь путь человеческий от начала до конца, до смерти; оттого, что Он воскрес с нашею природой и вознес ее одесную Бога Отца, дается всем нам, крестящимся во имя Отца и Сына и Святаго Духа, этот небесный дар. И даже если человек приходит с сомнением, без веры или отрекается потом от этого дара — он действует непреложно до конца его жизни, ходатайствует за него, как говорит преподобный Серафим Саровский.

«Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся». Истинно и неизменно все, что совершается во всех таинствах Церкви, во всех священнодействиях ее, во всех знаках и символах. Вода нашего крещения — именно та Богоявленская вода Иордана, в которой Христос крестился. И святое Таинство причащения — таинство Тела и Крови Христовых — как на Тайной Вечери, вне зависимости от того, как мы в этом участвуем. И венцы, которыми украшаются жених и невеста, — это истинно венцы, которые с небес Сам Господь заранее дарует соединяющимся двум людям. И рука епископа, совершающая посвящение, и рука священника благословляющая — это действие Христово, которое всегда, неизменно — в Церкви. И одновременно в день Пятидесятницы, когда сходит Дух Святой, все эти дары соединяются и раскрываются в полноте. Это значит, что мы должны личным своим подвигом, своим участием в том, что дает нам Господь, стяжать этот дар, принять его в свою жизнь.

Сошествие Духа Святого в день Пятидесятницы, явление огненных языков в дыхании бурном есть, как говорит святитель Феофан Затворник, первый вдох человечества жизнью Божественной. Потому что человечество было уже мертво. Оно было подобно тому полю, о котором говорит пророк Иезекииль, усыпанному костями человеческими, которые дыханием Духа Святого соединяются в тело живое, и сообщается этому телу новая жизнь (Иез. 37, 1—14). И все человечество теперь дышит этим дыханием через Церковь. Церковь имеет дыхание Божественной жизни через таинства, через священнодействия. И пост, и молитва, и праздники наши, и все, что в Церкви совершается, — это те кровеносные сосуды, через которые в тело Церкви поступает дыхание вечной жизни. И все человечество живо только этим — только постольку, поскольку оно причастно этой жизни; постольку, поскольку существует Церковь.

Человечество задыхается в духовном тупике, не зная Церкви, и одновременно в мире сегодня заявляют о себе множество религий, привлекая к себе миллионы людей ложным вдохновением, открывающим пространства смерти. Но и в христианстве, мы знаем, существует немало опаснейших болезней. «У католиков, — говорит святой Феофан Затворник, — легкие уже в значительной степени сгнили. Тяжело больные легкие — это оттого, что искажены таинства. У протестантов дыхание происходит только одной четвертью легких, потому что таинства либо совсем упразднены, либо произошло их сильное искажение». И здесь мы должны упомянуть еще об одном явлении, о реальности, которую многие христиане очень часто забывают, и которая, тем не менее, присутствует повсюду. Мы говорим о тайне зла, диавола, сатаны, духов злобы поднебесных. В пустыне Христос был искушаем духом зла. Тот же самый дух по сей день искушает каждого христианина, всю Церковь, весь народ Божий. Только Дух Святой может спасти нас.

На последнем повороте истории, в неизбежной встрече всех религий мы переживаем новый этап христианства, где от Церкви требуется способность «различать духов» (1 Кор. 12, 10). Как некогда Самого Христа, сатана дерзает соблазнять Церковь даже словами Писания. «Написано: Дух дышит, где хочет», — говорит он устами одного греческого православного митрополита, — и, значит, мы не можем ограничивать его действие одним христианством, и, значит, возможно взаимодействие и соединение всех религий». Написано также, — должны мы ответить этой лжи, — «всякий дух, не исповедующий Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но дух антихриста» (1 Ин. 4, 3). Верить во Христа — это не то же самое, что верить просто в высшее существо, «в Бога». Между тем и этим — пространство Воплощения Божия, вся глубина бездны, где насажден Крест Христов и где потому действует благодать Святого Духа.

Мы принадлежим к Церкви Православной, которая дышит в полноте, которая принимает все, что Господь дарует. Однако мы не должны прельщаться тем, что мы уже дышим всей этой жизнью Божественной, до тех пор, пока мы не приобрели ее в нашем личном опыте. До тех пор пока это не стало нашим дыханием, нашей собственной жизнью, по-настоящему мы к Церкви Православной не принадлежим.

«Кто Духа Христова не имеет, тот и не Его» (Рим. 8, 9). Пусть эти слова будут сегодня для нас точкой отсчета всех наших оценок, всех наших размышлений о том, что с нами происходит. Этот праздник подвигает нас испытать со всею честностью наши личные отношения с Духом Святым. Способны ли мы на мужественные поступки во имя нашей веры? Что делаем мы, чтобы была дана возможность нашим ближним узнать о самом главном в жизни, чтобы не были закрытыми к восприятию благодати Христовой миллионы растлеваемых ныне душ? Зажигаемся ли решимостью ничего не пожалеть ради Господа нашего? Или, может быть, мы больше напоминаем учеников Христовых до схождения на них Духа Святого? Мы нуждаемся в Пятидесятнице. В ней родилась Церковь, и только в ней она раскрывается в полноте. Когда нам недостает мужества, когда мы затворяем наши двери и наши сердца, когда страх и равнодушие определяют наше отношение к не знающим Бога людям, когда привычка к святыне гасит в нас чудо, — Дух Божий, если мы обратимся к Нему с покаянием и смирением, наполнит наши сердца огнем. Будем молиться сегодня и всегда, чтобы Господь даровал нам чудесное изменение, сотворил нас мужественными, открытыми любовью ко всем, исполненными ревностью о Боге во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Литургия

Ин, 27 зач., 7, 37—52, 8, 12

В последний же великий день праздника стоял Иисус и возгласил, говоря: кто жаждет, иди ко Мне и пей. Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой. Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него: ибо еще не было на них Духа Святаго, потому что Иисус еще не был прославлен. Многие из народа, услышав сии слова, говорили: Он точно пророк. Другие говорили: это Христос. А иные говорили: разве из Галилеи Христос придет? Не сказано ли в Писании, что Христос придет от семени Давидова и из Вифлеема, из того места, откуда был Давид? Итак произошла о Нем распря в народе. Некоторые из них хотели схватить Его; но никто не наложил на Него рук. Итак служители возвратились к первосвященникам и фарисеям, и сии сказали им: для чего вы не привели Его? Служители отвечали: никогда человек не говорил так, как Этот Человек. Фарисеи сказали им: неужели и вы прельстились? Уверовал ли в Него кто из начальников, или из фарисеев? Но этот народ невежда в законе, проклят он. Никодим, приходивший к Нему ночью, будучи один из них, говорит им: судит ли закон наш человека, если прежде не выслушают его и не узнают, что он делает? На это сказали ему: и ты не из Галилеи ли? рассмотри и увидишь, что из Галилеи не приходит пророк.

Опять говорил Иисус к народу и сказал им: Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни.

«В последний же великий день праздника стоял Иисус и возгласил, говоря: кто жаждет, иди ко Мне и пей». Этот зов Христа, обращенный ко всему человечеству, будет звучать через все века, до конца времен. Кто услышит голос Его, тот будет жить. Ныне время благоприятное. Кто алчет и жаждет правды, кто ищет вечного блаженства, пусть приходит ко Христу, источнику воды живой, и пьет. «Кто верует в Меня, — говорит Христос, — у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой». Снова и снова Христос употребляет этот образ воды живой. Вода живая на языке Священного Писания — это текучая вода, переливающаяся через край и исполненная непрерывной новизны. «Вода, которую Я дам, — сказал Он самарянке, — будет источником, текущим в жизнь вечную (Ин. 4, 14). Вода — это то, без чего человек не может жить, и Христос — это то, без чего человек не может жить и не имеет мужества умереть.

Израиль пил из камня, который шел по пустыне с ним (Камень же был Христос, говорит апостол), а верующие во Христа пьют из камня, который в них. Пребывая в нас, Христос утоляет не только нашу жажду среди духовной пустыни этого мира, но дает нам бесконечное вечное утешение. Кто принял в сердце своем правду Христову и благодать Его, тот не сможет скрыть их. Правда Христова и благодать будут свидетельствовать о себе. Святость Христова, которой глубинами своими приобщается христианин, непременно обнаружится в святости его жизни. Она будет изливаться на других. Подлинно добрый человек, причастник Христова добра, — общее достояние всего рода человеческого.

Но мы должны помнить всегда, какой ценой обретается этот дар. В час распятия Христова, когда один из воинов копьем пронзит Ему ребра, тотчас истекут кровь и вода. Совершится рождение Церкви с ее главными таинствами — крещением и евхаристией. И Даром Духа Святого. И сейчас Господь говорит о Духе, Которого имели принять верующие в Него: ибо «не было еще на Его учениках Духа Святаго». Если сравнить ясность боговедения и силу благодати учеников Христовых после Пятидесятницы с их помраченностью и немощью до этого, станет понятно, в каком смысле сказано: «еще не было на учениках Его Духа Святаго». Первые начатки Духа они приняли от Христа сразу, но время полноты созревания жатвы еще не пришло. Дух Святой еще не был дан им в реках воды живой, которые напоят всю землю. «Духа Святаго не было на них, потому что Христос еще не был прославлен». Смерть Господа на Кресте называется Его прославлением, потому что Крестом Своим Он победил диавола и смерть. Дар Духа Святого, который изливается сейчас на Церковь Христову, куплен Его кровью. Пятидесятницы не было бы без Голгофы. Потребуется жизнь и смерть Христовы, чтобы открылись реки воды живой для рода человеческого. Когда Христос был на земле, не было еще такой нужды в Духе Святом, какая явилась по Его отшествии. Хотя Дух Святой еще не был дан ученикам, но они приняли обетование Духа. И мы, когда мы ждем исполнения обещаний Господних, должны жить несомненной надеждой, что это нам будет дано.

Только тогда, когда люди познали Иисуса Христа, они по-настоящему познали Духа Святого. И до этого сила Его действовала в пророках и угодниках Божиих, но только в Пятидесятницу Дух Святой явился как Личность, как Ипостась Пресвятой Троицы. Отныне Дух Святой дает постоянное присутствие с нами воскресшего Христа. И молитва Царю Небесному, как и молитва Господня «Отче наш» становится нашей постоянной молитвой.

И мы слышим далее, как от этих слов Христовых происходит разделение в народе. Думаете ли вы, что Христос принес мир? Нет, проповедь Евангелия становится разделением, потому что одни собираются вокруг Христа, а другие — против Него. И о имени Его разгораются ожесточенные споры, как будто ради этого Он пришел к людям, а не для того, чтобы дать им истину, любовь и радость. Хотя сладчайшее слово Христово исполнено Святого Духа, находятся такие, кто хочет схватить и убить Христа.

И вот, посланные взять Его возвращаются без Него, потому что никогда в своей жизни они не слышали, чтобы кто говорил, как этот Человек. Поистине, слушать Господа не может быть ни с чем сравнимо. Однако фарисеи, кичась своей книжной ученостью, с презрением смотрят на простой народ, открывающий свои сердца Господу. Что может быть ужасней, чем когда кто-то считает себя слишком умным и добрым, чтобы нуждаться во Христе. Но, увы, такое ослепление бывает нередко. И мы видим Никодима, приходившего ночью ко Христу, который делает сейчас робкую попытку заступиться за Господа. Он пришел тогда ночью — из страха быть увиденным, и теперь, взывая к суду по закону, он еще не делает решительного выбора. Но придет время, когда он увидит распятого Христа, и открыто исповедует себя Его учеником. Мы знаем, что многие христиане, по природе своей не отличающиеся смелостью, обретали в опасных обстоятельствах несокрушимое мужество благодатью Духа Святого. Никому из нас не избежать испытаний, когда мы должны будем показать, действительно ли мы преданы Христу до конца или предпочитаем безопасную полуправду. Это стояние за Господа может дорого стоить нам, но непреложно слово Христово о том, что Он исповедует пред Отцом Небесным всякого, кто исповедует Его на земле и отвергается пред Отцом Небесным всякого, кто отвергнется Его на земле. Верность Христу может означать Крест, но только этой верностью наш крест соединяется с Крестом Христовым, которым прииде радость всему миру — благодать Пятидесятницы.

«Я свет миру, — говорит Христос, — кто последует за Мною, не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни». Свет жизни исходит от жизнеподательного источника Пресвятой Троицы. Свет ее присутствия в мире являет в Своем воскресении Христос Духом Святым. Следовать за Христом значит предавать всего себя — и душу, и тело, и дух — послушанию небесной мудрости Отца и Сына и Святого Духа. Только так можем мы, безопасно совершая наше земное странствование, — не споткнуться, не сбиться с пути среди сгущающегося мрака. Пройти через жизнь и войти в славу Бога, уготованную любящим Его прежде создания мира.

Добавить комментарий

%d такие блоггеры, как: