Отказ от покаяния — самый страшный грех

20 марта — празднование иконы Божией Матери «Споручница грешных»

Споручница грешныхВ праздник иконы «Споручница грешных», прежде чем исполниться надеждой на милость Божию, мы должны услышать грозное предупреждение всем отвергающим покаяние. Мы привыкли думать, что заступничество Пречистой всесильно, и милость Божия непобедима ничем. Воистину, это так. Но святая Церковь непрестанно предупреждает, что безмерное упование на милость Божию при неисправленности жизни, так же, как бесстрашие в беззаконии, есть не что иное, как хула на Духа Святого. Святой Иоанн Златоуст говорит: «Кто пустился на беспечность, тому тысячи спасительных средств не помогут». Вольный отказ от покаяния — самый страшных грех для всех, кто сподобился услышать Евангелие. В этот день, может быть, полезным было бы для многих из нас открыть 11 главу Евангелия от Матфея и задуматься об участи живущих в Хоразине и Вифсаиде. Грех этих людей усугублялся тем, что им были явлены особые милости Божии. Видя чудеса, совершаемые Христом, они должны были не только принять истину Христова учения, но начать жить в совершенном послушании ей. Исцеление от телесных болезней дается ради исцеления души. Чем больше влечет нас Бог к покаянию, тем отвратительней наша нераскаянность, и тем суровее будет наказание за наши грехи. Господь называет города Хоразин и Вифсаиду, у каждого из которых — свое горе: «Горе тебе, Хоразин! Горе тебе, Вифсаида!» Христос пришел в мир с благословением, но если это благословение ставится ни во что, для отвергающих его есть горе, и горе, приговор которого износится Христом, — самое страшное.

За Хоразином и Вифсаидой мы не можем не видеть сегодня многие великие города с другими названиями. Эти два города были богатыми, с большой численностью населения. Вифсаида возвысилась особенно при четвертовластнике Филиппе. Отсюда Христос призвал по крайней мере трех Своих апостолов. Так благоволил Бог к этому месту. Но скоро наступил упадок этих городов, и они превратились в почти безлюдные, забытые всеми селения. Так с неизбежностью разрушает грех города, и так несомненно исполняется слово Христово.

Господь сравнивает Хоразин и Вифсаиду с Тиром и Сидоном. Тир и Сидон не были столь нечестивыми, как Хоразин и Вифсаида. Если бы они услышали то же слово проповеди, и если бы те же чудеса были совершены в них, то давно бы они во вретище и пепле покаялись. Христос знает сердца всех и знает, что если бы Он жил и проповедовал тогда в них, то они принесли бы несравненно больший плод. Однако Он продолжает Свою проповедь здесь, чтобы и Его служители никогда не отчаивались, не видя желаемого успеха. Мы медлили с покаянием, мы все время откладываем его, а покаяние Тира и Сидона было бы скорым, они давно бы уже покаялись. Наше покаяние было слабым и поверхностным, а их — было бы глубоким и серьезным, во вретище и пепле. Тир и Сидон не постигла участь Хоразина и Вифсаиды, и отрадней будет им в день суда, нежели тем. На Страшном Суде мы, несомненно, должны будем дать отчет, как мы употребили дары данной нам благодати. Нас не только спросят за то, что мы грешили, но и покажут, насколько лучше должны мы были стать. Если терзания совести — муки ада, каким адом будет для нас сознавать, что нам даны были все возможности достигнуть небес!

Особенно гневно осуждает Господь Капернаум: «И ты, Капернаум, до неба вознесшийся, до ада низвергнешься». Чудеса Христовы были подаваемы в этом городе как хлеб насущный на каждый день, и живущие в нем привыкли к ним, как некогда народ израильский к манне, называя ее надоевшим хлебом. Столько сладких утешительных слов благодати произнес здесь Господь, а теперь из Его уст исходит слово грозного гнева. Участь Капернаума предопределена. «Ты, до неба вознесшийся, до ада низвергнешься». Так те, кто сподобляется услышать евангельское благовестие в силе и чистоте, возносятся, по дару Христа, до небес. Но если после этого они прилепляются всем сердцем к земле, их падение вниз продолжится, и оно будет горшим, чем у неведающих истины.

Чем выше дары Божии, тем страшнее их отвержение. Господь сравнивает участь Капернаума и Содома. Он говорит, что явленное Им в Капернауме спасло бы Содом. Если бы эти чудеса увидели содомиты, то, несмотря на свое нечестие, они покаялись бы. И их город сохранился бы до сего дня как памятник спасающего Божия милосердия. Там где истинное покаяние, Христос прощает величайшие грехи и спасает от неминуемой гибели. Отраднее будет земле содомской в день Суда, нежели граду тому.

«В то время, продолжая речь, Иисус сказал: славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл то младенцам». Когда вокруг сплошной мрак, мы должны обращать наш взор к Богу с благодарением. «В скорбях благодарите, — говорят святые отцы, — и облегчится греховное иго». Иго наших грехов Господь несет на Себе, и возносит хвалу Отцу Небесному за то, что есть на земле простые чистые души, проникающие в тайну Его Крестных Страданий. С этой молитвой хвалы Спасителя перекликается в веках песнь Богородицы: «Величит душа Моя Господа» и благодарение всех верных в Евхаристии. Никто никогда на земле не обращался так непосредственно к Богу, но теперь — даром Креста Его — молитва Господня стала главной нашей молитвой. Мы приходим к Богу со страхом и трепетом — как Господу неба и земли, и с детским доверием — как к Отцу, Который может защитить нас от всякого зла и снабдить всяким благом. Он утаил сие от мудрых и разумных — от тех, кому Он дал большее человеческое знание и разумение. Они возгордились этим даром, остановились на нем и не пошли дальше. Если бы они прославили Бога за то, что они получили, Он дал бы им познание несравненно более важного. То, что Он открыл младенцам.

Ибо «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать». В этом избрании смиренных сердцем и нищих духом — воля Отца Небесного, которую мы должны принять с благодарением. Все преимущества отданы малым сим. Они — не лучше, чем другие, но оттого что к ним относятся как к низшим, они привлекают особое благоволение Отца. Об этом непрестанно напоминает Евангелие. Ты, грешник, ты, оставленный всеми и презираемый всеми, раздавленный жизнью человек, обратись скорее ко Господу, потому что Отец Небесный смотрит на тебя с особенной любовью. Божия Матерь поручается за тебя: «Умолкает ныне всякое уныние и страх отчаяния исчезает, грешницы в скорбех сердца обретают утешение». Бог открывает все Свои тайны тем, кто кается, потому что любит Его.

Протоиерей Александр Шаргунов

20 марта 2014 года

Добавить комментарий

%d такие блоггеры, как: