Троицкая родительская суббота

Царство Небесное, вечная память всем, за кого сегодня Святая Церковь накануне праздника Пресвятой Троицы приносит свою молитву — о всех от века почивших православных христианах, всех сподобившихся крещения во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа, всех, кто по превечному замыслу Божию должны быть в славе Божественной со всеми святыми. Мы приносим наши молитвы, вверяя души наших близких милосердию Божию, ищем заступничества у Божией Матери и всех святых — тех, кто уже достиг той жизни, для которой создан человек. Мы всех стараемся включить в нашу молитву — и тех, кого мы вспомнить не можем, потому что просто не знали их, и тех, в особенности, за кого некому помолиться здесь на земле, как за наших близких. И хотя наша молитва, конечно же, несовершенна, как несовершенна наша любовь, но она все же имеет большое значение. Это самое главное, что сейчас совершается в мире, самое важное дело из всех, какие только могут быть.

Когда мы выйдем из храма, мы постепенно погрузимся в свои обычные заботы и труды, и память об этих усопших людях как бы уйдет от нас. И кажется, что это естественно для нашего несовершенства, для всего, что с нами происходит здесь в земной жизни. Но есть вечная память — память, которая принадлежит Богу и которая никогда не перестает. И как бы ни была неглубока наша молитва, наша надежда всегда заключается в том, что Бог присутствует в этой молитве, и Бог знает, как углубить любовь тех, кто молится. Он открывает нам тайну Церкви, когда мы молимся за всех словами: «со святыми упокой».

Когда происходит прославление святого, совершается необыкновенное. Один человек рассказывал мне, как он был на прославлении священномученика Илариона, и как в тот момент, когда Церковь последний раз пела: «со святыми упокой», прежде чем торжественно пропеть величание новопрославленному святому, ему дано было узнать, что весь храм заполняется Божественной благодатью, святостью Божией, той новой жизнью, для которой создан человек, которая у Самого Бога. Молитвы Церкви приняты — этот человек святой. И остается только возвестить Церкви и всему миру о святости его. И мы в такой же надежде молимся о всех праведниках, чтобы Господь упокоил их со святыми. Может быть, не будет им такого прославления, как великим угодникам Божиим, но всякий раз, когда среди наших записок мы встречаем имена людей, которые угодили Богу и приняли достойную христианскую кончину, мы знаем, что соединяемся с этими людьми сокровенным, таинственным образом. И они уже имеют власть ходатайствовать за нас перед Богом, и Бог дает нам каплю благодати, когда наша молитва истинна. Каплю той благодати, которая идет от океана благодати, когда прославляются великие святые, когда мы сподобляемся участвовать в этой тайне молитвы Церкви.

Но в то же время Церковь призывает нас, если мы действительно хотим быть причастными Христовой любви, с не меньшей заботой ходатайствовать о людях грешных. В этом и заключается жизнь Церкви. Святые отцы говорят нам, что горе будет миру, если христиане отвернутся от него, — мир погибнет. И горе будет всем усопшим без должного покаяния, если мы перестанем за них молиться. И горе будет нам, потому что мы не узнаем, что такое любовь Христова — мы никогда не достигнем ни Бога, ни одного человека. Потому что это одна и та же любовь, и обращена она ко всякому без исключения человеку.

Преподобный Силуан Афонский восклицает: «Не говори: «сам виноват», или сердце у тебя железное? — но в раю железо не нужно». Семя фарисейства, о котором предупреждает Христос, постоянно угрожает нашей жизни, и оно будет исторгнуто с корнем только при конце истории, когда все раскроется до конца, и мы все предстанем пред Богом. Вот тайна, которую открывает нам сегодня Церковь: Бог останавливает взгляд на том, кто не хотел смотреть на него, и вверяет его любви того, кто молится. И тому, кто молится, дается от Христовой любви, в нем зажигается свет благодати, и он начинает видеть, что Бог не перестает любить этого как будто уже навеки погибшего человека.

Нигде, как в молитве за усопших, не открывается нам тайна того, что наша любовь рождается от Божественной любви. И чем больше мы молимся, чем чаще мы молимся, чем постояннее мы молимся, тем больше возрастает наша любовь к Богу и к другому человеку, при условии, если наша молитва связана со всею нашей жизнью. И чем большую мы имеем любовь к какому-то одному человеку, тем большее в нас возрастает желание молиться за всех людей. Чем ближе человек к Богу, тем большее в нем противостояние лжи и греху, и тем большее число людей включает он в свою молитву. Вот тайна непрестанного плача преподобного Силуана Афонского о спасении всего человечества. Кто по-настоящему молится, узнаёт, что каждый человек является самым драгоценным для Бога. Что у Бога все живы и что любовь воистину побеждает смерть. И он узнаёт тайну Церкви, день рождения которой мы будем праздновать уже завтра на всенощной. Ему открывается — что есть Бог и что есть человек, что Бог помнит вечной памятью каждого из нас и здесь на земле, и в вечности. Аминь.

Всенощное бдение

протоиерей Александр Шаргунов

16 июня 2000 года

Добавить комментарий

%d такие блоггеры, как: