«Умолкает ныне всякое уныние»

Слово в день празднования иконы Божией Матери «Споручница грешных»

Споручница грешных

«Умолкает ныне всякое уныние, — обращаемся мы к Божией Матери, — и страх отчаяния исчезает, грешницы в скорбех сердца обретают утешение». Не только страшные несчастья, болезни, войны, катастрофы являются последствиями греха, но уныние — этот внутренний ад, в котором живут люди. Именно по этой причине в последние дни будут изнывать все народы, как свидетельствует Писание. Это уныние исцеляется только жизнью, исходящей от Самого Бога, от Утешителя, когда она касается наших самых сокровенных глубин. Другого утешения не существует, и оно дается ходатайством Пречистой Божией Матери. Время, действительно, сейчас такое, что грех перестает восприниматься как грех, и потому отвергается сама возможность покаяния. Но одновременно мы понимаем, что каждый из нас не без греха, и никто из нас не может указывать перстом на другого. Только один Христос может указывать на другого перстом, но Он, как видим мы в Евангелии, склонившись, пишет перстом на земле. Что Он пишет, когда приводят к Нему женщину, взятую в грехе? Какие таинственные судьбы всех стоящих здесь начертает Его перст, какие события Он видит в жизни приходящих к Нему со своими грехами и не видящих их?

Христос не осуждает никого, но руки Свои простирает на Кресте за всех грешников. И кто говорит, что не имеет греха, тот обманывает себя, тот Бога представляет лживым. Страшны эти слова Писания! Бога такой человек видит лживым, а себя — правдивым, праведником. Мы знаем, что говорит апостол Павел в Послании к Римлянам: «Нет праведного ни одного; нет разумевающего; никто не ищет Бога; все совратились с пути, до одного негодны; нет делающего добро, нет ни одного» (Рим. 3, 10—12). Потому видение своих грехов — таково свидетельство святых — это мера святости человека. Вернее, начало святости. Настолько человек свят, насколько он видит свой грех.

Но бывает не только слепота к видению грехов, может наступить слепота и от видения грехов. Такая чернота открывается в душе человека, что он приходит в полное отчаяние. Святой праведный Иоанн Кронштадтский говорит, что Господь жалеет нас и дает нам увидеть наше подлинное духовное состояние только по мере того, как мы просвещаемся Его светом. Иначе видение мрака греха было бы непереносимо для нас.

И вот что еще постараемся хорошенько, как говорит преподобный Серафим Саровский, осознать. Слово «грех», по-гречески «амартиа», означает стрельбу мимо цели. Мысль может быть мимо цели, когда мы ложно понимаем то или иное явление. Слово может быть мимо цели, поступок мимо цели, вся жизнь мимо цели, когда мы не осуществляем себя, не исполняем своего призвания, не достигаем Бога. Мимо — это и есть грех. Значит, мы должны видеть не только те страшные грехи, о которых апостол Павел говорит как о признаках последних времен, когда люди будут «самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны, непримирительны, клеветники, невоздержны, жестоки, не любящие добра, предатели, наглы, напыщенны, более сластолюбивы, нежели боголюбивы, имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся» (2 Тим. 3, 2—5). Не только этот черный список грехов будем видеть, и не только грехи, которым мы как будто не придаем особенного значения, если нет у нас тяжких грехов, но у которых тоже есть смертоносный яд. Все кишит этими змеями. Тот же смертельный укус может быть и от зависти, и от злого слова, и от нецеломудренного взгляда, который оскверняет сокровенное человеческого сердца. Но будем помнить самое главное, что грех — это когда вся жизнь оказывается мимо.

Невелика заслуга, когда мы исполняем заповеди в девяноста девяти случаях, а в одном случае, самом трудном для нас, мы позволяем себе поступать по своей греховной воле. Наши стрелы могут лететь почти в самую цель, но все равно мимо — не в десятку, а в девятку, — все равно торжество врага, враг нисколько от этого не страдает. Он знает наше уязвимое место, где он поразит нас насмерть. И только Господь Всемилостивый может защитить нас.

Святые отцы говорят, что человек спотыкается о все камни, которые существуют в мире. И есть только один Камень, где он может устоять. Камень этот — Христос. Мы явимся победителями в этом сражении только со Христом, только с Пречистой Его Материю, Споручницей грешных, со святыми, которые познали, что такое грех, и потому могут сострадать греху другого человека и благодатно молиться за него. Постараемся увидеть, что самое главное в грехе — это разрыв ткани жизни. Не просто список наших грехов, которые мы приводим на исповеди, хотя все это необходимо — грех должен быть назван по имени. Грех — всегда разрыв личных отношений с Богом. Это разрывание Тела Христова, распятого на Кресте. И только когда мы увидим, что Бог заступает место грешника, что грех убивает Самого Бога, ставшего человеком, можем мы понять, что такое грех, и по-настоящему покаяться.

Только Божия Матерь может вести нас этим путем, и мы все яснее будем видеть, что в мире происходит, и как глубоко то, что как будто только в незначительной части нас касается. Пока мы не освободились от всякого греха, мы, так или иначе, причастны всей тьме, существующей в мире, подчинены власти князя тьмы.

Страшен грех, но вот что сказал один опытный священник молодому священнику после его проповеди о грехе: «Слушая тебя, я увидел, как велик грех, и как мал Бог, как мало места остается в нашей жизни Богу. Если бы именно так все обстояло, я бы, наверное, отчаявшись, давно ушел из Церкви». Но никто из нас никогда не оставит Церковь, потому что мы знаем непреложное слово Писания: где умножается грех, там избыточествует благодать. Да, страшен грех, и мы, говорят нам святые отцы, на самом деле видим только тысячную долю греха. И менее чем тысячную долю благодати, которую по милости Божией дано нам было узнать. Никогда зло не было и не будет сильнее благодати Божией. Чем больше оно будет неистовствовать — и мы видим сегодня, что зверь, кажется, уже сорвался с цепи, — тем большая милость и благодать дается подвизающимся против греха, и тем большее предстательство Божией Матери за всех нас.

«Верую, Господи, и исповедую, яко Ты еси воистину Христос Сын Бога Живаго, пришедый в мир грешныя спасти, от нихже первый аз есмь». Господь мой и Бог мой, Ты воплотился ради меня, принял страдания, воскрес из мертвых, вознесся со славою на небеса, послал Духа Твоего Святого во очищение меня от всякия скверны, и даешь Свою Пречистую Матерь Заступницей, Споручницей меня грешнаго сейчас и во веки.

Протоиерей Александр Шаргунов

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.