Война и мир

Слово в Неделю по Рождестве Христовом

Рождество Бога и Спаса нашего Иисуса Христа

В эти святые дни над нашей землей непостижимый мир и тишина — та самая, которая была в ту ночь над Вифлеемскими полями, и пение ангелов, возвещающих радость всем людям. И звезда стоит на месте, где родился Христос. И во всех православных храмах — ликование праздника: «Приидите, поклонимся и припадем Христу, Цареви нашему Богу!» Поклонимся ему вместе со всею Церковью, всею жизнью и смертью своей, потому что Ирод сказал, что он тоже желал бы поклониться Христу, и старался выведать от волхвов, где Христос рождается.

Мир на земле объявляют ангелы человечеству, и сразу же начинается кровопролитнейшая война. Вместе с ангелами поют об этом мире Вифлеемские младенцы, первые мученики Христовой Церкви — телохранители Господни, — как назвал их святитель Филарет Московский. Воистину, не мир пришел принести Христос, но меч, чтобы все узнали, какое величайшее благо есть мир, как он прекрасен и делом, и именем, что он Божий, что Бог есть его Бог, и Сам Бог именуется им, как говорит святой Григорий Богослов.

«Милость и истина сретостеся» в день Рождества Христова, «правда и мир облобызастася». Где нет правды, там ложный мир. Хорошо всегда быть в мире, но с кем и с чем? С теми, кем объявлена война Самому Богу и Церкви Его? И вот мы видим сегодня триумфальное шествие зла, которое должно воплотиться, по учению Евангелия, в мировом правителе. Зло хотело бы заключить мир в первую очередь с Церковью. И это разновидность его войны с Богом — чтобы устранить все препятствия для себя, чтобы не было ему никакого сопротивления, чтобы усыпить бдительность всех. Есть война, которая кончится вечным миром, и есть мир, который кончится вечной войной. «Мир, мир, — говорят они, а мира нет. Скажи обмазывающим стену грязью, что она упадет», — предупреждает пророк (Иез. 13, 10—11). И святой Григорий Богослов говорит: «Когда дело идет о явном нечестии, тогда должно скорее идти на огонь и меч, не смотреть на требования времени и властителей, и вообще на все, нежели приобщаться лукавого кваса и прилагаться к зараженным. Всего страшнее бояться чего-либо более, нежели Бога, и по сей боязни служителю Истины стать предателем учения веры и Истины». А пытающиеся отсидеться в стороне, уклониться от этой войны все равно принимают участие в ней — только на чьей стороне?

За что Ирод хотел убить Младенца Христа? Откуда такая ненависть и вражда к Тому, Кого он ни разу в глаза не видел? Оттуда же, откуда у убивающих собственных, еще нерожденных младенцев. Хотя младенцы еще не появились на свет, они могут приветствовать друг друга в Духе Святом, как те, которые были во чреве у Девы Марии и праведной Елисаветы. Невозможно не сказать об этом, видя убиение Вифлеемских младенцев. Без всякого преувеличения, сегодня продолжается та же кровопролитнейшая война, только масштабы нынешней никак не сравнимы с той: не отдельные какие-то выродки-ироды, а десятки, сотни миллионов людей воюют насмерть против собственных детей. Сотни и сотни тысяч ежегодно убиенных по официальной статистике в одной России. Нынешняя война страшна своей обыденностью, обыкновенностью, тем, что она узаконена государственной властью, и это самое страшное. Оттого что грех убийства стал нормой, в мире царствует вражда, и люди могут быть абсолютно равнодушными к любому массовому убийству.

Ирод боялся, что этот Младенец помешает ему, посягая на его место, его власть, на то, что он имеет, на его жизнь и свободу. И решающиеся на убийство собственных детей опасаются, что эти дети, родившись, ограничат их свободу, не дадут им жить, как им хочется. Не забудем при этом, что во всех случаях речь идет о Христе. Человек, чье единственное желание — делать то, что ему хочется, становится неминуемо враждебным Христу. Сейчас в мире все большую силу набирает так называемое correct thinking — правильное сознание, главная философия нового века: «Правильно то, что человеку хочется. Всякое ограничение желаний есть искажение человеческого естества, и это неправильно». Пропаганда «нового мышления» осуществляется на мощной коммерческой основе и приобретает все более глобальный агрессивный характер. Первыми врагами свободного человека нового века оказываются «фундаменталисты», то есть защитники сохранения семьи и традиционной нравственности. Скоро мы все увидим, в какие формы выльется эта война. И сегодня как никогда должно быть понятно: стать христианином — это стать человеком, который преодолевает то, что ему хочется, и делает то, что хочется Христу. Да не лицемерной будет наша молитва об исполнении воли Божией в нашей жизни! Убиение Вифлеемских младенцев — страшный пример того, что могут сделать люди, желающие избавиться от одного мешающего им человека. Если этот человек возникает на их пути, если он особенно сильно задевает их честолюбивые замыслы, у них одно желание — чтобы этого человека не было. Его надо каким-то образом устранить. И тогда могут происходить самые страшные вещи. Для достижения этого попутно, на всякий случай, может устраняться любое количество людей.

Разумеется, между не задумывающимися ни о чем эгоистами родителями, совершающими преступление, и человеком, чье имя стало нарицательным в истории, большое расстояние. Но это одно и то же духовное явление. Это — только разные этапы одного и того же пути, с одной и той же отправной точкой. Мы должны понять, как из этого эгоистического сознания, правильного, как говорят теперь (то есть делай, что хочется), вырастает это чудовище Ирод. Страшный не только тем, что, как известно о нем из истории, разогнал высший орган власти иудеев — Синедрион, убил сотни непокорных ему и даже в болезненной подозрительности собственную жену и ближайших родственников. Но более всего страшный тем, что явился первым на земле антихристом. И, может быть, самое потрясающее во всем этом — то, что Ирод не знал, что Христос — Бог. Для него это был просто человек, который будет царем. Ему и в голову не приходило, что каждый человек после Христа рождается, чтобы быть царем. Ирод думал — чтобы быть царем, надо убить всех, а оказывается, чтобы быть царем, надо жизнь свою отдать за всех. Христос пришел к нам, чтобы умереть. Он пришел жизнь Свою отдать за нас, и это значит — в конце умереть. Оттого что в мире властвует смерть, мы причастны жизни так, как мы причастны смерти. Все мы либо убийцы, либо мученики, и третьего не дано. Каждый из нас, в конце концов, либо разбойник благоразумный, либо разбойник безумный. Смерть — результат греха, и в каждом грехе таится смерть. Но в убийстве — расцвет греха, явная победа человекоубийцы. В каждой заповеди — подвиг мученичества, не бывает исполнения заповедей без пролития крови. Но мученикам дано в полноте узнать родство со Христом. И в заповеди о покаянии, как говорит святитель Игнатий (Брянчанинов), заключены все заповеди Божии.

В Неделю по Рождестве Церковь вспоминает святого Давида царя, святого праведного Иосифа Обручника и апостола Иакова, брата Господня по плоти — самых близких ко Христу после Божией Матери по человеческому естеству людей. Чтобы напомнить нам, что все мы — все человечество — призваны стать единокровным своему Спасителю, составить с Ним одно Святое Семейство. Но как удалились мы все от Вифлеемской звезды! И Давид споткнулся: убил человека, который был на его пути. Но вся его жизнь после этого была плачем покаяния, воистину мученичеством, соединяющим его со Христом. Как бы ни были велики наши грехи, мы не должны отчаиваться, и должны учиться всю жизнь покаянию. Есть грех к смерти, когда душа теряет способность каяться, и Богородица, как говорится, за Ирода молиться не велит.

Но пока не поздно, с трепетом задумаемся, для чего мы, и как мы входим в храм, и как кланяемся Христу. Христос изгоняет бичом из храма всех, кто не ради Бога входит в него. Бог объявляет войну, и кто устоит! С Ним воинства небесные, и мы должны быть с Ним воинами Христовыми, носящими в одной руке Евангелие, а в другой меч, как говорит священномученик Владимир Киевский. Быть проповедниками мира и любви и борцами мечом правды Божией против лжеучения безнравственности, безволия, безвластия и слабосилия духовного в увлечении надеждами мира сего и стремлении красивыми безотчетными словами содействовать успокоению умов и сердец вместе с антихристом. Будем всею силою души молить Господа, чтобы сугубая благодать, соделавшая святых апостолов, мучеников и святителей пламенеющими духом воинствования в их служении, коснулась и наших сердец, чтобы открылся нам мир, всяк ум превосходящий, который никто не может отнять и который, кроме Христа, никто не может нам дать.

Протоиерей Александр Шаргунов

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.