Все начинается со взгляда Христа

Слово в Неделю 33-ю по Пятидесятнице

Мы должны читать и перечитывать это Евангелие об обращении к вере Закхея — одно из самых прекрасных повествований о пребывании Господа с нами. Каждый раз оно открывает нам все новые глубины. Но обратим сегодня внимание на самую суть этой встречи. Закхей, сказано, «принял Господа с радостью». Что значит для нас сегодня принять нашего Господа с радостью? Мы все знаем, а Закхей вначале не знал, что Господь пришел «взыскать и спасти погибшее». Вне сомнения, нам хорошо известно по нашему горькому жизненному опыту, что значит быть погибшим. Но принять Господа с радостью — знаем ли это мы? В этой встрече Закхея с Господом нам открываются три важных момента.

Первое — это взгляд. Закхей ищет увидеть Христа. Когда мы погибаем, мы ищем увидеть Его, не слишком зная, что это именно Тот, Кого нам надо увидеть. Но на самом деле — и здесь загорается первый луч радости — на самом деле Христос каждое мгновение ищет увидеть нас. И все начинается с Его взгляда. Вот где начало нашего обращения к настоящей вере. Оказывается, чтобы быть побежденным Богом, надо быть захваченным Им врасплох. Самое непостижимое — это то, что Господь нас любит, что Он непрестанно нас ищет. И Он ищет, чтобы мы обратили наш взгляд к Нему. Подлинная радость всегда неожиданна. Нет никакой радости в том, что привычно. Так происходит с нами, когда мы молимся. Возьмем такой пример. Хотя Церковь строго запрещает нам чувственное восприятие иконы, перед которой мы стоим на молитве, тем не менее мы знаем из жизни святых, что если молящийся весь исполнен покаяния и устремлен внутрь, в глубину, порой и на иконе может открыться ему внезапно взгляд Живого Христа. Тот, кому этот взгляд открылся, захватил его, проник в него, дано было узнать абсолютную внезапность дара, потому что он не искал никаких особенных переживаний и не думал о них.

Второй момент нашего обращения — это когда Господь говорит нам сойти вниз. Это тоже неожиданно. В то время как мы все время стремимся восходить, возрастать, достигать совершенства, Господь просит нас сойти вниз. И это тоже непременное условие радости. Почему? Потому что Он Первый, от Рождества и Крещения до Креста и до Гроба, сходит вниз. Потому что Он ищет найти, взыскать нас. А нас можно найти только там, где мы погибаем. И только сходя в истине и правде в глубину нашего сердца, можем мы встретить Его. Это то, чему мы противимся более всего, потому что в нашей неправде, в нашем незнании истины мы так исполнены самими собой, что думаем — Он должен встретить нас в нашем идеальном состоянии, такими, какими мы хотим быть. Но речь всегда идет о том, чтобы встретить Его там, где мы есть, и такими, какие мы есть. Радость может воссиять только в смирении сердца. Это то, о чем Господь напоминает нам без конца, если мы часто молимся перед Его иконой. И даже когда мы идем по улице или сидим на работе.

И вот, третий момент. Если мы не сосредоточены на себе, если мы всем своим существом устремляемся к Нему, если мы хотим жить для Него, мы делаемся способными принять Его с радостью. Тогда свет, превосходящий всякое чувство, непостижимый покой, открывающий нас Его милосердию, — эта радость — исходит не из нашего человеческого сердца. Эта радость — радость о Духе Святом. Радость Отца Небесного, пребывающая в Сыне и пребывающая в нас, если мы принимаем Возлюбленного Сына Божия.

Эта радость приносит свой плод в жизни. Если радость о Духе Святом охватывает нас в смирении нашего сердца, и в изумленном узнавании, что мы Богом любимы, — подобно Закхею мы начинаем давать, раздавать, в то время как наша смерть, наша безрадостность заключается в том, чтобы обладать, быть непрестанно обращенными на себя, услаждать себя, погружаться в саможаление. Дух Святой напомнит нам слова Спасителя: «Блаженнее давать, чем принимать» (Деян. 20, 35). Эта истина радостно чудесна. Дух Святой научит нас истинному общению и дару. «Радость моя, Христос воскресе!» — говорит преподобный Серафим приходящим к нему. Дух Святой соделает нас соответствующими нашему Господу Иисусу Христу. В самом начале Божественной литургии мы поем заповеди блаженства, потому что готовимся принять Господа в наши сердца. В каждой заповеди блаженства — взрыв радости и света. Это радость Самого Господа, смиряющего Себя перед каждым из нас, встречающего нас и охватывающего нас Своим Божественным Духом.

Будем учиться давать другим эту радость, находить неожиданные возможности ее для тех, кто вокруг нас, вместо того, чтобы сетовать на то, что они ничего не делают для нас. И тогда радость нашего Господа станет поистине нашей радостью — Царство Небесное, жизнь будущего века уже здесь, среди ада земли, будет касаться нас.

Протоиерей Александр Шаргунов

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.