Вход Господень в Иерусалим
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.
Лазарево воскрешение, Вербное воскресенье и Страстные дни — это события одного ряда. Лазарево воскрешение — решающая причина предания Христа на смерть. Из опасения тех, кто говорил: «Смотрите, весь мир идет за Ним» и «придут римляне и овладеют местом сим».
С каким ликованием встречает народ входящего в Иерусалим Господа! Люди не знают, что сделать от радости: они режут ветви, стелют свои одежды — они все готовы отдать Господу за то, что Он совершил. Значит, этот человек, да и всякий человек, может никогда не умирать! И все, кто умер, могут быть снова возвращены к жизни! Значит, нет ничего невозможного на земле. Конец всем вековым страданиям, личному горю, национальному позору. Открывается новая эра в истории этого народа и всего человечества. И это воистину так. Но Христос идет на смерть.
Этот праздник продолжается, пока будет длиться жизнь на земле. Он будет раскрываться со все большей глубиною в том, что происходит с родом человеческим. Представьте себе, если бы после своего воскрешения Лазарь больше не умирал. Это действительно было бы победой, которую многие подсознательно ждали от Христа. Разве не об этом мечтает ищущее по своему естеству совершенства человечество?
Может быть, когда-нибудь наука, в том числе «оккультная наука» со всеми ее «тайными знаниями», наконец, объяснит все, что существует в природе? И каждый человек сможет лететь, куда ему хочется, — в межзвездное или иное пространство, исполняя любые свои желания. Не будет больше никаких секретов. И самое главное — побеждены старость и смерть. Отныне люди всегда будут молодыми, красивыми и бессмертными. Разве не было уже сказано на этой земле: «Вы боги» (Пс. 81, 6). И, может быть, появится новое поколение, которое будет воспринимать потребность своих предков в Боге как проекцию необходимости преодоления болезней, бед и самой смерти.
Мы все понимаем абсурдность такой фантазии, потому что все бедствия человека и сама смерть — следствие утраты Бога. И что Лазарь воскрешен для того, чтобы умереть, и умереть со Христом. И чем больше человечество удаляется от Бога, тем наглее торжествует смерть, тем больше в мире скорбей, тем больше уныние народов от бедствий, грядущих на вселенную (Лк. 21, 25—26).
Но Церковь напоминает нам об этом для того, чтобы мы увидели, где мы находимся. Почему мы здесь стоим, приветствуя цветущими ветвями, свечами и ликованием входящего торжественно в Иерусалим Царя Христа? Что значит Бог для нас? Что влечет нас больше всего ко Христу? Действительно ли мы ищем Бога, без Которого нам нет жизни, или нам нужна прежде всего защита от наших временных бед? Защита от смерти нам нужна, которую один Бог может дать, или Сам Бог, Который есть жизнь вечная? Страхом смерти, который включает в себя все наши страхи, продиктована вся наша устремленность к Богу, или мы на самом деле готовы принять все, что Он нам дает, и самую смерть?
Этот вопрос для нас — главный из всех вопросов. Если бы человечество достигло бессмертия своими собственными силами, нужен ли еще нам был Бог после этого? Предпочли бы мы следовать за Ним в неизвестность, чтобы соединиться с Ним? Или воспользовались бы этим открытием, чтобы, как это произошло во граде Иерусалиме, навсегда избавиться от Того, Кого мы называем Богом? Наш выбор должен быть безусловно таким, чтобы каждый из нас мог сказать: «Я отвергаю все радости без Христа, которых ищет мир. Я принимаю все скорби со Христом, которых мир страшится, и ради избавления от которых он готов все отдать. Я отвергаю бессмертие, которое ищет мир — бессмертие без Христа, которое ищут все религии мира. Я принимаю смерть со Христом ради верности Ему».
Воскрешение Лазаря четверодневного — это победа над смертью прежде Креста. Это предложение всем идти вслед за Христом к смерти. И входом Господа в Иерусалим мы вступаем в эту тайну. «Никто не отнимает у Меня жизнь, — говорит Господь, — Я Сам отдаю ее» (Ин. 10, 18). И мы говорим: «Кто отлучит нас от любви Христовой, скорбь или теснота, или нагота, или смерть?» (Рим. 8, 35).
Благо нам, что мы умираем! Если бы мы не умирали, мы не имели бы части со Христом. Но если мы умерли со Христом, то и живы будем с Ним, зная, что Христос уже не умирает, смерть над Ним не обладает, не имеет над Ним никакой власти. И над нами уже не имеет никакой власти. Именно это мы празднуем сегодня, свидетельствуя об этой истине. И в этом цветоносном празднике мы видим уже Крест Христов и наш крест, венчающий нашу жизнь. И уже слышим, различаем пение ангелов и детей, и всего человеческого рода: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав». Аминь.
протоиерей Александр Шаргунов
17 апреля 2011 года
Добавить комментарий