Родиться свыше
Слово на литургии в четверг Светлой седмицы
Евангелие, которое мы слышали сегодня за литургией, во многом перекликается с первым пасхальным Евангелием. Никодим, муж знаменитый среди иудеев, тайно приходит ко Христу. Его приход — личный, он отделяет себя от большинства фарисеев. Из осторожности он предпочитает остаться незамеченным. Он приходит ночью — символ мрака неведения, покрывающего человечество после удаления его от Бога.
Этот сын Авраамов видит знамения, совершаемые нашим Господом, которые свидетельствуют о несомненном присутствии Всемогущего Бога. Он знает, что учение этого Чудотворца — от Бога. Он говорит «мы знаем», и это значит, что религиозные вожди Израиля, к которым он принадлежит, едины в данном вопросе: «Мы знаем, что Ты учитель, пришедший от Бога; ибо таких чудес, какие Ты творишь, никто не может творить, если не будет с ним Бог». Но в отличие от других членов синедриона, которые заранее рассматривают Христа как ненавистного соперника, Никодим приходит к Нему в надежде глубже понять Его.
«Истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, — говорит ему Христос, — не может увидеть Царствия Божия». Хотя Никодима интересует Личность нашего Господа, Тот неожиданно отправляет его к Царству Божию, которое можно познать лишь при определенных условиях. Господь как бы говорит, что Он может быть понят только тогда, когда открывается доступ в это таинственное Царство. Чтобы войти в него, надо родиться, то есть принять новую жизнь, которая не принадлежит этой земле, но приходит свыше. Это предполагает, что наша естественная жизнь — от нижних, от царства земного, которое еще в руках князя мира сего.
Противостояние между этими двумя рождениями будет расти до полного разрыва, когда Господь провозгласит: «Вы от нижних, Я от вышних; вы от мира сего, Я не от сего мира. Если бы Бог был Отец ваш, то вы любили бы Меня, потому что Я от Бога исшел и пришел. Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего» (Ин. 8, 23, 42, 44). Потому надо родиться от Бога. Ибо верующим во имя Сына Его, пришедшего во плоти, Бог дает «власть быть чадами Божиими» (Ин. 1, 12). Таково новое рождение, которое позволяет нам принять жизнь свыше, исходящую от Отца: они «ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились» (Ин. 1, 13).
Реакция Никодима выдает его полное недоумение: «Как может человек родиться, будучи стар? Неужели может он в другой раз войти в утробу матери своей и родиться?» В качестве единственного ответа Господь настойчиво повторяет требование, о котором он только что возвестил, уточняя, что значит «родиться свыше»: «Истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие». В ожидании этого нового рождения Господь говорит о двух началах — о воде и о Духе. То и другое необходимо для нашего рождения в новую жизнь. Эта тайна проясняется в перспективе Сошествия Святого Духа, Который введет учеников в полноту истины. Погружаясь со Христом в великие очистительные воды Его смерти, мы призваны воскреснуть с Ним дыханием Духа. Это будет исключительно делом Отчим — рождение свыше означает рождение от Бога, без всякой двусмысленности.
Как к воскресшему Христу нельзя прикоснуться, так всякий человек, рожденный от дыхания Духа, находясь в самой гуще этого мира, уже находится в Царстве. «Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух», и такой человек является причастником жизни Самого Бога. Вот почему он абсолютно свободен по отношению к властям мира сего, он не связан тем, чем они поглощены, и не боится их угроз.
Таково свидетельство Церкви с самого начала — от первых исповедников и мучеников, о которых мы читаем в книге Деяний, до исповедников и мучеников наших дней. Когда слышатся раскаты грозы и приближаются гонения, они не просят Бога удалить от них эту опасность, они предают себя Ему в полном доверии, молясь об одном — об обновлении в Духе Святом, чтобы им дано было возвещать слово истины с дерзновением и совершать во имя Христово знамения Его Воскресения.
В эти дни, когда начинается наше восхождение от Пасхи к Пятидесятнице, будем молиться воскресшему Господу, чтобы и мы, обновившись горячим дыханием Духа, были мужественными благовестниками победы Божией, свидетельствующими о свете, — «дабы все уверовали» через нас (Ин. 1, 7), «что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его» (Ин. 20, 31).
Протоиерей Александр Шаргунов
Добавить комментарий