«Се, Агнец Божий»

Слово на литургии Светлой среды

Воскресение Христово - Сошествие во ад. XIV в. Новгородский государственный объединенный историко-архитектурный и художественный музей-заповедникВ Евангелии, которое мы слышим сегодня за литургией, святой Иоанн Предтеча произносит несколько слов, которые изменяют жизнь двух его учеников. То, что он говорит, предельно просто: «Вот Агнец Божий», но этого оказывается достаточно, чтобы два человека тотчас же оставили его и последовали за Христом. Их решение понятно тем, кто знает, какое богатство смысла присутствует в этом утверждении: «Вот Агнец Божий».

Во времена земной жизни Господа, слыша от кого-либо об Агнце Божием, иудеи связывали их с Писанием, в особенности с книгой пророка Исаии, который сравнивает с этим агнцем, таинственного страждущего Слугу Иеговы, призванного освободить Свой народ от его грехов. Этот Служитель Божий, этот Агнец, как говорит о Нем пророк Исаия, не имеет ни вида, ни доброты, Он оскорблен, унижен, Он ведом на убиение, Он предельно умален. Однако Он не противится этой участи, принимает ее ради спасения людей.

Вот почему двое учеников решаются следовать за Тем, Кого святой Иоанн Креститель именует «Агнец Божий». Это требует с их стороны веры и риска. Они не знают, куда это может их привести, они ищут истину, они веруют в Бога и хотят жить с Ним и для Него. В этом смысле во встрече со Христом для них нет ничего неожиданного. Христос остается простым и доступным. Он зовет их найти время, чтобы встретиться с Ним: «Пойдите и увидите». Пойдите — сделайте первый шаг, решитесь придти, чтобы увидеть. Исследуйте, кто Я, как Я живу. Мы можем лучше узнать друг друга.

Два ученика быстро проникнутся глубиной этого Человека, о Котором говорит им Предтеча. Мы узнаем из Евангелия, что Андрей, не теряя времени, идет к Симону, своему брату, чтобы сказать ему: «Мы нашли Мессию». Каждый раз, в конце Божественной литургии, священник поднимает освященный Хлеб над престолом и возглашает: «Святая святым». И это звучит как слово Предтечи: «Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира». Это приглашение узнать присутствие Христово под видом хлеба и вина, предлагаемым нам. Это также призыв к нам, глубже соединять свою жизнь со Христом, чтобы становиться все более и более подлинными христианами, Его учениками.

Разумеется, мы уже избрали путь следования за Христом, мы хотим быть Его учениками. Но этот выбор, это наше ученичество может становиться теплохладным. Он может стать под вопросом. Он может утратить реальное значение. Мы можем стать христианами только по имени. Это «Святая святым», которое мы слышим за каждой литургией, это «Вот Агнец Божий» — пасхальный призыв утвердиться в нашей верности Богу.

Мы знаем, к чему обязывает причащение святых Христовых Таин, питание Хлебом Агнца. Это означает, чтобы и мы становились агнцами как Он, в следовании за Ним. Это требует забвение себя и служение дара. Это зовет к любви как у Христа, не исключающей никого, заботящейся о странниках, внимательной к «малым сим» и к нищим, к немощным и отверженным.

«Святая святым», — говорит священник. Вот Агнец Божий. Мы можем слушать эти слова по привычке. При этом ничего не происходит. Но мы можем также дать ответ всем нашим существом. Надо, чтобы Агнец Божий поймал нас на слове, и повел нас туда, куда Он Сам был поведен, — в Его Пасхе, в этой тайне, где Он принял смерть, чтобы возродиться в Боге, где Он принял все наше уничижение, чтобы восстать в Духе Святом.

«Святая святым», — говорит священник. «Вот Агнец Божий». Когда мы слышим этот возглас, можем ли мы быть в числе тех, кто узнает в Нем Страждущего Слугу и соединяется с Ним, чтобы никогда не оставлять Его. Становится святым святостью Его Креста и Воскресения.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *