Слово в Неделю Торжества Православия. В день перенесения в храм мироточивой иконы святого Царя мученика Николая II
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Поздравляем всех с великим праздником Торжества Православия и с даром Господним, который в этот день мы получили в чудотворном образе святого Царя-мученика Николая, источающим благоуханное миро. День Торжества Православия — это победа над всяким злом и над всяким лжеучением, как мы слышали сегодня в торжественном молебне. Победа, которая конкретно выразилась в сокрушении ереси иконоборчества, когда благочестивая царица Феодора (невольно хочется сказать — столь же благочестивая, как наш последний Царь-мученик Николай) защитила истину иконопочитания. Этот догмат, мы знаем, является как бы печатью тайны веры о Боговоплощении — о том, что Бог стал человеком: Он стал видимым нами, и Он стал изобразим.
Как же так получилось, что внутри Церкви христиане — богословы, выдающиеся умы — восстали против иконопочитания? Сегодняшний праздник говорит нам о том, о чем постоянно напоминает святитель Игнатий Брянчанинов: что еретики были люди иногда гениальные, но страстные в аскетическом смысле этого слова — то есть исполненные гордыни, которая соединяет в себе все грехи, вместе взятые. Они хотели утвердить свой ум, свое восприятие иконы: чувственное, а не духовное, и доходили до кощунства и богохульства. Эти кощунники, показывая на путь Церкви, который она прошла, противостоя идолопоклонству, называли идолопоклонством поклонение иконам, хотя именно в тот период в Православной Церкви прославился великий сонм мучеников. Люди, отвергающие иконы, не имели зрения, чтобы различать присутствие Божие (которого они не ощущали) от поклонения идолам, и скоро показали свое притворное благочестие, свою богословскую «образованность» и показную кротость. Как только представилась возможность, они огнем и мечом стали гнать православных, защищающих иконопочитание. Иконы сжигались, а те, кто поклонялись иконам, предавались смерти, ссылкам.
Святая Церковь празднует этот праздник после первой недели Великого Поста, чтобы мы помнили о том, что только тогда, когда молитвою, покаянием, очищением ума и сердца мы приближаемся к Богу, к Его тайнам, открывается нам эта реальность. Эти люди, еретики, не видели духовную реальность, которая открывалась за иконами. Точно так же, как мы можем сказать: те, кто не почитает сегодня Царя-мученика — слепы и не видят духовной реальности, стоящей за мученическим подвигом нашего Царя-страстотерпца. Среди них есть сознательные враги Православной веры. Есть и такие люди, которые своим малым духовным опытом, своим собственным умом не могут еще постигнуть, почему нужно прославить Царя-мученика. И таким людям Церковь Православная говорит словами сегодняшнего Евангелия: «Пойди и посмотри» (Ин. 1, 46). Многочисленные чудеса, которые были явлены людям заступничеством Царственных мучеников, уже опубликованы и известны всем. И теперь, когда некоторые начинают говорить, что вполне вероятно, что Поместный Собор, на котором ожидается прославление Царственных мучеников, будет снова отложен, Господь являет новые явные, великие чудеса через этих святых.
Все вы слышали о чудесной иконе Царя-мученика Николая, которая несколько месяцев назад начала источать благоуханное миро. В течение долгого времени она находилась в храме Вознесения на Гороховом поле, и множество православных людей, приходивших туда, были свидетелями того, что из этой иконы не переставало истекать миро. Настоятель храма написал об этом рапорт Святейшему, и сейчас можно сказать, что свидетелем чудесного мироточения иконы святого Царя-страстотерпца Николая II является уже вся Церковь.
В день торжества Православной веры мы получили от Господа этот дивный подарок. «Пойди и посмотри» тот, кто сомневается, что такое православная икона! Это не просто какой-то чудесный прекрасный образ, но — благодатное присутствие святого, изображенного на иконе, и само присутствие Божие. Как это было с Иверской иконой Божией Матери, которая кровоточила, когда воин-иконоборец поразил эту икону копием. Как это было с мучеником Иосифом — владельцем Монреальской Иверской мироточивой иконы. И как это происходит сейчас с иконами Царственных мучеников, среди которых есть уже образ, кровоточащий, и вот — образ, присутствующий сегодня среди нас и источающий благоуханное миро. Икона и сейчас мироточит и благоухает. Свидетелями этого нового непрекращающегося чуда явились сегодня все духовенство и около 500 прихожан нашего храма, причастившиеся за Божественной Литургией Святых Христовых Тайн. Со слезами на глазах все прикладывались к иконе, по которой текли благодатные струйки, заполняя всю Церковь волнами небесно-сладкого с легкой примесью терпкой земной горечи аромата.
Сегодняшнее Евангелие говорит о том, как важно быть в присутствии Божием: в присутствии образов Божиих, через которые раскрывается присутствие Самого Бога. Потому что когда человек удален от этого, он начинает сомневаться в Христе, в Его Божественности — как это происходит в протестантской церкви. Многие из анафематствований, которые сегодня произносились, непосредственно относились именно к протестантам. И в значительной части католической церкви это тоже уже с неизбежностью происходит: католики не то, чтобы отвергают иконы, но ставят их на такую высоту, что христиане не могут приложиться к ним целованием любви и выразить свою веру, свою любовь. Оттого, что нет икон, оттого, что теряется присутствие Божие в человеке, теряется и вера.
Сегодняшнее Евангелие говорит о том, каким великим чудом является в человеческой жизни присутствие Божие. Филипп, который узнал Христа, пришедшего в Галилею, и которому дано было прикоснуться к тайне Его Божества, идет к своему близкому другу Нафанаилу и говорит: «Мы нашли Того, о Котором писали Моисей в законе и пророки, Иисуса, сына Иосифова, из Назарета» (Ин. 1, 45). Но Нафанаил отвечает: «Из Назарета может ли быть что доброе?» (Ин. 1, 46). Тогда Филипп говорит ему: «Пойди и посмотри».
Между прочим (снова возвращаясь к нашей теме), сегодня нам говорят то же самое: «Может ли быть что доброе от Царя-мученика? Мы столько про него читали в прессе. Для нас до сих пор нет ответов на некоторые вопросы. В частности, мы не понимаем, как произошло его отречение». И снова, как Господь в Евангелии, Святая Церковь говорит: «Пойди и посмотри». Только высшей правдою, высшей реальностью можешь ты измерять все твое понимание. До тех пор, пока ты не достигнешь в себе присутствия Божия, ты будешь вечно терзаем сомнениями, и вера твоя будет, как тростник, ветром колеблемый.
Христос, увидев идущего к Нему Нафанаила, говорит о нем: «Вот подлинно Израильтянин, в котором нет лукавства» (Ин. 1, 47). «Подлинно Израильтянин», — говорит Христос. Значит, мало осталось таких людей во Израиле. А сегодня Господь бы сказал: «Вот истинный христианин, вот истинный православный, в котором нет лукавства». Мало, говорит Господь, людей, исповедующих истинную веру, в которых нет лукавства.
«Почему Ты знаешь меня?» — спрашивает Нафанаил, увидевший Христа первый раз. И Христос говорит ему в ответ: «Прежде нежели позвал тебя Филипп, когда ты был под смоковницею, Я видел тебя». И тогда Нафанаил исповедует свою веру в Господа Иисуса Христа. Он говорит: «Равви! Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев» (Ин. 1, 49). Не плоть и кровь открывает ему, как и апостолу Петру, эту тайну, а благодать, которая присутствует со Христом.
Господь видел, говорят святые отцы, что происходило с Нафанаилом, когда он сидел под смоковницей и молил Господа об одном единственном: чтобы Он сподобил его хотя бы одним глазком увидеть грядущего Мессию. «Прежде нежели ты был под смоковницею, Я видел тебя», — говорит Господь.
Господь видел, когда Он был на земле, все, что происходило на ней. Он издалека видел, где находятся осля и жребя, с тем чтобы послать Своих учеников и сказать, чтобы они отвязали их и привели к Нему для Его торжественного входа в Иерусалим накануне страданий. Он издалека видит человека, несущего кувшин воды, и направляет к этому человеку Своих учеников, чтобы они подошли и сказали: «Учитель говорит: где комната, в которой бы Мне есть пасху с учениками Моими?» (Мк. 14, 14), — потому что время Его близко.
Он издалека видит все, что происходит со всеми людьми. Он смотрит на людей, а видит сатану, как молнию спадшего с небес. Он смотрит на мраморное великолепие Иерусалимского храма, а видит его разрушение и те страшные потрясения, которые произойдут в мире накануне Его Второго Пришествия. Видит все беззаконие, которое будет в мире, — не только в Иерусалимском храме, но и во всяком храме. Он видит славу нового творения, Он видит каждого человека в той славе, ради которой Он пришел на землю и принимает эти страдания. Он видит всех людей, все, что происходит с ними, и видит сокровенное сердца каждого человека. «Почему Ты меня знаешь?» -мог бы сказать любой из нас. «Прежде, чем ты был соткан во чреве материнском, — говорит Писание, — Я видел все вхождения и исхождения твои».
Будем помнить о том, что Господь — Тот, Кто всегда видит каждого из нас. Он везде присутствует и всегда смотрит на нас, что бы мы ни делали, что бы ни говорили, о чем бы ни думали. Одна эта мысль может стать спасительной для человека. Одна эта мысль может дать ему утешение в самом безнадежном отчаянии. Одна эта мысль может дать ему силу тогда, когда он в опасности, на краю самой смерти.
Если бы мы всегда помнили об этом присутствии Божием, то могли бы, спасаясь одной этой мыслью, хранить себя от греха. Как целомудренный Иосиф, который сказал развратной жене своего господина, искушающей его: «Господь видит меня. Как я могу совершить это перед очами Его?» Для человека, у которого есть хотя бы капля стыда, сознание того, что его может видеть не то, что Господь (как Он видел Нафанаила под смоковницею), но и другой человек, должно было бы удерживать его от греха.
В Житиях святых есть рассказ об одном подвижнике, которого соблазняла блудница. Когда он сказал ей: «Хорошо. Мы совершим этот грех завтра в полдень на улице, в центре города», — она ужаснулась его словам и ответила: «Ты — монах, и как тебе не стыдно! Нас же могут увидеть другие люди». Тогда он сказал: «Тебе стыдно оттого, что тебя могут увидеть другие люди. Но бесконечно яснее тебя и меня, и каждого человека видит Господь. Куда бы мы ни пошли с нашим грехом, мы не сможем скрыться от Его зрения». В этих словах его, простых и сильных, ощущалось такое реальное присутствие Божие, что грешная женщина, покаявшись, оставила свои грехи и обратилась к истинной православной вере.
Мы живем, дорогие братья и сестры, в такие времена, когда не боятся Бога и не стыдятся людей. Когда стыд как будто ничего не значит. Когда о своем самом срамном грехе открыто, публично, на весь свет рассказывают и приглашают весь мир принять участие в этом бесстыдстве. Мы живем во времена, когда детей уже учителя в школах учат самому непристойному непотребству, о котором невозможно говорить публично. Но что бы ни происходило, Господь видит нас. Господь видит все, что происходит со всем человечеством и с душой каждого человека. Какому поруганию ни подвергал бы человек образ Божий, который он носит, это не может скрыться от нашего Господа.
В сегодняшний праздник Торжества Православия — победы иконопочитания — будем помнить, размышляя об этой тайне особого присутствия Божия в иконах, что мы не смеем, не можем совершать грех там, где иконы: где само присутствие Божие. И не только о храме идет речь. Дома, если у тебя есть какая-то икона, ты не можешь вести себя так, как будто бы тебя никто не видит. Как говорит Слово Божие, ты думаешь, что тебя окружают непроницаемые стены и в твоей комнате — тьма, и никто не видит тебя. Но очи Господни, которые в тысячу раз светлее солнца, присутствуют здесь. Очи Господни присутствуют в каждой иконе — в самой простой, бумажной.
Вот икона Царя мученика, которая благоуханно мироточит; она даже не на доске написана — простая бумажная икона, а источает из себя благоуханное миро. Как это можно объяснить? Это благоуханное миро изливается, может быть, для того, чтобы показать, что Христово, царское помазание остается на Государе и после его отречения; и для того, чтобы видимым образом явить святость Царя тем, кто не знает ее по благодати. Для чего это нам дается? Чтобы мы поняли, что в святых иконах — само присутствие Божие. И как велика наша победа в Церкви Православной, что она сохранила эти святые иконы! Сегодня Господь утешает нас и дает знамение нашей победы.
Будем помнить о том, что и перед иконами, и даже когда их нет, где бы мы ни находились, мы должны жить, как в присутствии Самого Бога. Мы носим крестик на шее, а это — икона страданий Христовых. Значит и мы тоже отмечены победой Православия над всяким злом, и это тоже наша честь и слава, как говорится в стихире праздника о Кресте и об иконах. И какое бы нечестие ни окружало нас, подобно новому мученику Евгению, отказавшемуся ценой жизни снять свой нательный крестик и принявшему страдания в Чечне, не предадим нашего Господа, как знающие Его истину и милость. Аминь.
Протоиерей Александр Шаргунов
28 февраля 1999 года
Добавить комментарий