Слово в первую субботу Великого Поста. О причастии Святых Христовых Тайн

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Поздравляем всех с великой милостью Божией — первым причастием Великого Поста. Нам дано это от Господа незаслуженно, непостижимо, и этот дар, как говорит сегодня Христос в Евангелии, обозначает то, чем мы отличаемся от мира. Мы незаслуженно приняли этот дар потому, что нас избрал Господь. Но Он добавляет: «Потому ненавидит вас мир» (Ин. 15, 19, и это означает, что дар, который мы приняли сегодня — эта новая жизнь, которой коснулась наша душа, — возлагает на нас ответственность жить иначе, чем живет мир. Это должно давать нам мужество отличаться от всех других людей, от всего мира.

Христос говорит, что отличие от мира может быть очень опасным; настолько опасным, насколько оно стало для Него Самого, так что Он был распят за это отличие от мира, за проповедь новой жизни, которую мир не мог принять. Отличие от мира может быть таким же опасным, каким оно было для святого великомученика Феодора Тирона, который не согласился «быть, как все» и принести несколько зернышек ладана идолу, как это делали другие, с тем чтобы потерять свое отличие от мира.

Христос говорит нам сегодня в Евангелии: «Если бы Я не сотворил между ними дел, каких никто другой не делал, то не имели бы греха…» (Ин. 15, 24). И это в первую очередь относится к нам. Если бы Христос не совершил то, что Он совершил сегодня с нами, то совсем другою была бы наша жизнь. Если бы Христос не пришел к нам однажды, если бы Он не показал нам, какую жизнь Он хочет дать всем людям, и если бы Он постоянно не приходил к нам, как сейчас приходит великим даром покаяния первой седмицы, даром исповеди, где прощаются все наши грехи, даром непостижимого, таинственнейшего соединения со Своим Телом и Кровью, — то с нас был бы другой спрос. Людям, которые этого не знают, как бы извинительно жить так, как они живут. Но после того, что дает нам Господь, после того, как мы приобщаемся Его Телу и Крови, наша жизнь должна быть другой. У нас должно быть другое понятие о грехе, потому что Господь даром Своим — причастием — показывает, что есть грех и какою ценою омывается от греха наша душа. Он показывает нам, что есть печаль и Крест для Самого Бога и какой путь открывается для всякого человека, который узнает, как страшен грех и как милостив Господь.

Сегодняшним причащением Господь показывает нам, что Он, во-первых, прощает нам все наши прежние грехи, и, во-вторых, дает нам силу противостоять в будущем искушениям, связанным с этими же самыми грехами. Мы должны уже иначе встречать то, что неизбежно встретит нас, как только мы выйдем из храма (и даже не выходя из храма), чтобы нам не стать предателями Христа и чтобы не к нам относилось Его слово в Евангелии: «…Возненавидели Меня напрасно» (Ин. 15, 25).

Большинство людей не имеют никакой вражды ко Христу. Они просто равнодушны к Нему и живут так, будто Христос не приходил. Горе нам, если и мы будем жить, как большинство людей: как если бы Христос не приходил к нам, и как если бы мы не причащались Его Пречистых Животворящих Тайн!

Господь говорит нам сегодня в Евангелии, что мы призываемся, оттого что сподобились этого дара, быть свидетелями о Христе перед всем миром. Он говорит действительно страшные слова: «…Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне; а также и вы будете свидетельствовать, потому что вы сначала со Мною» (Ин. 15, 26-27).

Быть свидетелем — это значит быть способным говорить на суде не то, что ты слышал от кого-то, а то, что ты знаешь сам, и знаешь, что это именно так. Свидетелем может быть только тот, кто со Христом, и это свидетельство, говорит Господь, должно проявиться во всем: прежде всего — в нашей сокровенности, потому что ложные свидетельства не принимаются нигде, и ложный свидетель виден сразу. С первых слов, которые произносит человек, видно, верит он в это или нет. Но это сокровенное свидетельство должно быть обнаружено в нашем внешнем свидетельстве, в нашей жизни, в том, как мы общаемся со всеми людьми.

Господь говорит нам сегодня, что Он дал нам дивный дар соединения с Собою для того, чтобы мы могли противостоять новым испытаниям и скорбям (и самой смерти, если она придет), потому что мы — с Ним. Мы никогда не должны забывать, что и в древние времена (во времена великомученика Феодора Тирона) и в недавние времена гонений великое множество людей, которые получили от Господа этот дар, оказались неспособными противостоять тем испытаниям, которые послал им Господь.

Господь сподобил нас сегодня причастия Своих Святых Тайн для того, чтобы мы могли продолжить наш путь Великого Поста и путь нашей жизни, помня всегда, что не для того мы приходим ко Христу, чтобы легкой стала наша невыносимая от тяжести испытаний жизнь, а чтобы эта жизнь стала путем славы — той, которая у Господа, и что путь к этой славе проходит, как и у Него, — через Крест. Аминь.

Протоиерей Александр Шаргунов

27 февраля 1999 года

Добавить комментарий

%d такие блоггеры, как: