Лазарева суббота
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.
Завершился Великий пост, и, прежде чем мы вступим в Страстную Седмицу, Церковь приглашает нас в Вифанию. Вифания была недалеко от Иерусалима. Там жили друзья Господа: Лазарь и две его сестры — Марфа и Мария. Господь часто приходил к ним в дом. Он охотно останавливался у них, Он находил там отдохновение. Можно ли так говорить о Господе? Сын Божий — нуждался ли Он в том, чтобы иметь возможность чисто по-человечески отдохнуть душою? Именно об этом услышим мы завтра в Евангелии. В нем прямо сказано, как сильно любил этих людей Господь. «Видите, как Он любил его», — говорит народ, видя, как Господь плачет у гроба Лазаря.
Церковь обращает наше внимание на этот простой факт — у Господа были друзья. Он — Сын Божий — стал истинным и совершенным Человеком. И в эти последние дни накануне Пасхи, когда вражда против Него проявлялась все более откровенно, когда уже замышлялось Его убийство, эти друзья в Вифании были Ему, очевидно, особо дороги.
За две тысячи лет христианства многим дано было узнать дружбу с Господом. Даже если после Воскресения они не видели Его телесным зрением. Простая молитва, которой заканчивается Священное Писание: «Ей, гряди, Господи Иисусе!» выражает эту тайну.
Почему Господь так долго ждет, когда к Нему приходят с вестью: «Лазарь, друг Твой, болен»? Не тотчас же отправляется в путь, когда Его друг в беде? Почему Он медлит, когда Марфа и Мария умоляют Его уже в Вифании идти быстрее? Мы знаем, что многие, подобно Марии и Марфе, задают этот вопрос. Они молятся, умоляют Бога придти к ним на помощь, однако не получают ответа. «Если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой», — говорит Марфа, когда Господь наконец приходит, но слишком поздно.
Я знаю людей, которые потеряли веру в Бога, потому что дорогой для них человек умер, несмотря на все их молитвы. Конечно, великое утешение верить, что будет жизнь после смерти. Марфа верует в это, когда говорит: «Знаю, что брат мой воскреснет в общее воскресение, в последний день». И, разумеется, мы все знаем, что каждый из нас должен однажды умереть. Но как часто смерть приходит слишком рано! И эта смерть любимого друга — Лазаря — пришла, без сомнения, говоря по-человечески, бесконечно рано. Посреди горя и страдания Господь говорит слово, на которое Марфа и Мария, а после них — бесчисленное множество людей могут опереться, когда скорбь становится непереносимой: «Аз есмь воскресение и жизнь, верующий в Меня, если и умрет, то оживет».
Есть такая жизнь, что не надо бояться смерти. Господь говорит о Себе, что Он — это жизнь. Кто устремляется к Нему, кто исполняется доверия Ему, тот не будет ждать с тоской конца земной жизни. Пройдя через дверь смерти, он не провалится в бездну небытия, но войдет в полноту жизни. Чтобы уверить нас, что вера в Него поистине дает жизнь, Господь зовет Своего умершего четверодневного друга выйти из гроба.
Верую несомненно, что Господь возвратил жизнь мертвому, с уже разлагающимся телом, человеку, а не по видимости мертвому. Чудо, подобное этому, по дару Христа совершалось потом не раз предстательством святых. Но в этом исполненном Божественной силы гласе: «Лазарю, гряди вон!» я слышу зов, обращенный лично ко мне — зов выйти из моего гроба и освободиться от моих цепей.
«Душеполезную совершивши Четырядесятницу», я вижу, какие грехи тяготеют над моей жизнью, подобно гробовому камню. Вера освобождает меня от них, развязывает погребальные пелены, которыми я был обвит, возвращает меня к жизни. По дару Христа я могу быть тем Лазарем, которого Он вызывает из смерти и дарует жизнь. Не временную, предназначенную для борьбы и покаяния, но вечную, уже теперь причастную Его Христовой смерти и Его Воскресению. Аминь.
протоиерей Александр Шаргунов
16 апреля 2011 года
Добавить комментарий