Человек пустыни и человек радости. Собор святого Иоанна Предтечи
Когда читаешь о жизни святого Иоанна Предтечи, поражают три вещи, которые соответствуют трем этапам его жизни. Прежде всего — то, как Бог избрал его для Себя. С этой точки зрения, святой Иоанн Предтеча — образ тех, кого Бог посвящает на всецелое служение Ему, чтобы уготовить Его пути. Он отделен Богом, освящен чрезвычайным образом прежде своего рождения. Он представляет особенный порядок в человечестве — разумеется, меньший по отношению к Божией Матери, Которая превыше всех созданий. Но это порядок, отличный от всех других святых, потому что он освящен еще во чреве материнском во время таинственного посещения Божией Матерью праведной Елизаветы. Господь, живущий в Пречистой Деве, освящает его, и Иоанн Предтеча прежде своего рождения возрадовался во чреве матери в Духе Святом, сообщенном ему Господом. Кажется, здесь исполняется то, о чем святой Иоанн скажет о себе позднее как о друге небесного Жениха: он «радуется, слыша глас Господа». В этот день, находясь во чреве своей матери, он услышал Божию Матерь, приветствующую Елизавету, и вострепетал. Он не мог не вострепетать, потому что Господь был там, и была таинственная связь между Господом и им. Он — тот, кто был избран для радости слышать Глас Господень.
Вот почему он как бы отделен от всех творений и избран для единственной радости слышать Глас Господень. Он не хотел иных радостей, он не хотел быть утешенным ничем другим. Он жил только для этой радости. Ибо эта радость охватила его прежде его рождения. После этого он будет жить только ради нее. Ему была дана благословенная невозможность соединяться с чем-либо земным. Он был так охвачен Духом Святым, что для него было невозможно жить чем-то другим. Поскольку он знал, что такое истинная радость, он не желал знать иной радости, и именно этому соответствует избранный им образ жизни — пустыня.
После посещения Божией Матерью праведной Елизаветы мы читаем в Евангелии от Луки: «Младенец же возрастал и укреплялся духом, и был в пустынях до дня явления своего Израилю». Между радостью первой встречи с Господом прежде рождения и радостью встречи с Ним при Крещении, когда друг Жениха радуется слышать голос Жениха, в его жизни есть период, который называется пустыней, то есть молчание всего, что не есть Бог. Это пустыня, где Бог — наш самый ближний, оттого что наш взор менее задерживается на творениях.
Святой Иоанн Предтеча — человек пустыни, потому что он человек духовной радости. В день его памяти будем молиться о даровании нам духовной радости. Поистине, это его особенный дар радости. Это самый радостный после Божией Матери святой. Но он — человек единственной радости — слышания Гласа Господня. Он спасается в пустыне, чтобы ничто не отвлекало его от этой радости, чтобы быть всецело отданным ей, чтобы помнить всегда встречу с Господом прежде рождения и чтобы достичь второй встречи с Ним при Крещении, отдавая себя для этой единственной радости.
Что поражает особенно в святом Иоанне Предтече — это великий дух покаяния и одновременно внутреннее ликование, соединение предельной радости и предельного покаяния. Поистине, предельное покаяние и предельная радость связаны друг с другом. Самые великие кающиеся — самые радостные! Нет большей радости, чем радость преподобного Антония и Феодосия Киево-Печерских, Сергия Радонежского, Серафима Саровского, чем радость отцов египетской пустыни, пустыни покаяния, в которой расцветает рай радости. «Се бо прииде Крестом радость всему миру». «Радость моя, Христос воскресе!»
протоиерей Александр Шаргунов
20 января 2012 года
Добавить комментарий