Рождество Пресвятой Богородицы
Утреня
Лк, 4 зач., 1, 39—49, 56
Встав же Мария во дни сии, с поспешностью пошла в нагорную страну, в город Иудин, и вошла в дом Захарии, и приветствовала Елисавету. Когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве ее; и Елисавета исполнилась Святаго Духа, и воскликнула громким голосом, и сказала: благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего! И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне? Ибо когда голос приветствия Твоего дошел до слуха моего, взыграл младенец радостно во чреве моем. И блаженна Уверовавшая, потому что совершится сказанное Ей от Господа. И сказала Мария: величит душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем, что призрел Он на смирение Рабы Своей, ибо отныне будут ублажать Меня все роды; что сотворил Мне величие Сильный, и свято имя Его. Пребыла же Мария с нею около трех месяцев, и возвратилась в дом свой.
В Рождестве Божией Матери — радостная тайна человеческого рождения. Оно — плод любви Бога к человеку. С самого Своего рождения Пресвятая Дева обладает благодатью, открывающей тайну соработничества человека с Богом. «Почему Слово Божие медлило в течение долгих веков воплотиться, видя страдания рода человеческого? — спрашивает святой Димитрий Ростовский. — Потому, что не было на земле Той, Которая могла бы стать достойным вместилищем Бога Живаго». Весь искупительный Промысл Божий, все надежды человечества устремлены к этому дню.
Начинается Ее возрастание на земле — ребенка среди других детей, который улыбается, играет, постигает и узнает. Но, в отличие от других, это Дитя всегда будет готовой ко всему, что Ей будет дано от Бога. И оттого, что Она любит добро и знает, что Бог всегда дает только добро, оттого, что в этой любви Она, как говорит преподобный Силуан Афонский, ни разу в жизни даже мыслью не согрешила, начинается подвиг Ее возрастания. До Благовещения, до Вифлеемской звезды, до Креста, до Воскресения Христова, и собственного Успения.
Мы празднуем день рождения того совершенного человеческого существа, которое Бог имел в виду, когда сотворил первого человека. И в Ней Бог изберет человеческое существо, способное носить Бога. Она так связана с Божественными замыслами, что участвует в тайнах Троичного Бога, ибо Она родилась из этих тайн. Для того чтобы всем было доступно истинное общение с Богом и друг с другом.
Так как Бог сотворил человека для Себя, Бог говорит с человеком. Но Он не хочет говорить с ним исключительно с высоты небес — Он доверяет людям дар подлинной жизни в их общении. Пока Адам и Ева не согрешали, они были посредниками благодати Божией друг для друга. Здесь — тайна двуединой заповеди о любви к Богу и к человеку. Ева согрешила и вовлекла Адама в грех. Они разрушили общение друг с другом, идущее от Бога. Бог, видя, что свобода, которую Он даровал в Своей любви людям, удалила их от Него, хочет привлечь их к Себе еще большей любовью. Недостаточно Ему ходить среди них в раю — надо пойти дальше и жить в самом человеке. Теперь смысл рождения человека откроется в благодати Воплощения.
Об этом говорит Евангелие, которое мы слышим на утрени: «Во дни оны, воставши Мариам, иде в горняя со тщанием во град Иудов». Пречистая Дева несет с Собой радость, куда бы Она ни шла. «И бысть, яко услыша Елисавет целование Мариино, взыграся младенец во чреве ея; и исполнися Духа Свята Елисавет». Близость Пречистой Девы, несущей в Своем чреве Сына Божия, вызывает такую переливающуюся через край радость, что даже Иоанн Предтеча во чреве своей матери отзывается на нее. «В присутствии Господа, — говорит святой Иоанн Златоуст, — для него невыносимо медление естества, он пытается вырваться из темницы материнского чрева и свидетельствовать, что Спаситель скоро грядет!»
Божия Матерь учит всех, кто Христов, быть источником радости для других, с кем бы мы ни встречались, даже если эти встречи мгновенны. Мария и Елисавета встречаются в истинном, утраченном людьми общении. Елисавета захвачена благодатью, на которую она не может ответить ничем, кроме молитвы и славословия Божией Матери: «Благословенна Ты в женах, и благословен плод чрева Твоего! И откуда мне сие, да прииде Мати Господа моего ко мне!» Мария в море Божественной благодати понимает, что Она имеет общение с Сыном, и возносит хвалу Богу за то, что этому общению не будет конца. И что во всем человечестве по дару Ее Божественного Сына будет восстановлено подлинное общение. Смысл материнского чревоношения и рождения в том, что Божественная благодать не может быть отделена от общения в благодати между людьми.
«И бысть, яко услыша Елисавет целование Мариино, взыграся младенец во чреве ея, и исполнися Духа Свята Елисавет». Мария со Своим Младенцем передает то, что Елисавета принимает со своим младенцем, и этот дар относится не только к Елисавете — ко всем людям. У Марии столько благодати и Она сообщает ее столь многим, что невозможно никому, кроме Нее и Ее Божественного Сына, охватить всех, кто приносит Ей молитву Елисаветы. «Се бо, отныне ублажат Мя все роди» И все святые достигли святости, приобщились Христу, родились в подлинной человечности общением с Нею.
Если бы мы не грешили, то жили бы в таких отношениях с Богом и с ближними нашими, что на земле был бы рай. И вся жизнь была бы одной великой благодатью. Общение благодати духовной нашей Матери с нами происходит там, где Ева, мать по плоти всех живущих, стала стеной между нами и Богом. Своим отказом от Бога Ева сделалась для Адама посредницей всех грехов. Общением греха люди сообщают друг другу то, что диавол хочет сообщить им. В мире все более утверждается такое общение, через которое заслоняется Бог и открывается ад.
Что принесем мы в день рождения нашей Матери там, где уже не стоит вопрос, есть Бог или нет Бога, а стоит вопрос, есть человек или нет человека? Станем ли мы детьми Ее, подлинное общение которых друг с другом в чистоте, смирении, любви дарует нам заступничеством Ее участие в сокровенной жизни Бога и открывает смысл рождения каждого из нас? Без заступничества Богородицы мы никогда не сможем достичь подлинного общения. Да будет дано нам узнать, как важно молиться об этом даре Той, Которая в Своей совершенной чистоте, совершенном смирении, совершенной любви сообщает в полноте вступающему с Нею в общение человеку то, что Бог хочет сообщить нам.
Литургия
Лк, 54 зач., 10, 38—42; 11, 27—28
Тогда пришел Иисус в одно селение; здесь женщина, именем Марфа, приняла Его в дом свой; у нее была сестра, именем Мария, которая села у ног Иисуса и слушала слово Его. Марфа же заботилась о большом угощении и, подойдя, сказала: Господи! или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? скажи ей, чтобы помогла мне. Иисус же сказал ей в ответ: Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у нее.
Когда же Он говорил это, одна женщина, возвысив голос из народа, сказала Ему: блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие! А Он сказал: блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его.
Рождество Божией Матери — приношение человечества Богу. И дар от Бога всему человечеству. Избрание веры многих поколений лучших в роде человеческом людей, исповедание веры и верность Господу в осознании, что вера — дар Отчий. От нас требуется просить Господа всегда пребывать в этом даре. Лучше сказать, возрастать в вере. Мы никогда не сможем достигнуть до конца ее глубины. Самые великие останутся на пороге. Велика тайна веры, и всегда пребудет неисследимым богатство мудрости замысла Божия о каждом из нас. Бог создал нас, чтобы разделить с нами Свою любовь. Творение есть явление Его избыточествующей любви. Прежде творения мира была избрана Божия Матерь. И апостол Павел говорит о нашем превечном избрании. Требуется время, чтобы мы могли это осознать. Здесь начинается тайна Церкви, задолго до Пятидесятницы. Сначала тайна Церкви — в любви Отца. Наша Церковь должна быть только общением в любви, чтобы явить замысел Отчей любви.
Вера, которую Пречистая Дева примет от своих родителей с первого дня рождения, не есть только дар от Бога и предшествующих поколений — Она должна жить верой. Она должна питать Свою веру. Теми познаниями, которые Она получит сначала от родителей, а потом в храме. Вера питается молитвой. С первых дней Она будет развивать в Себе эту сокровенность, которой так печально недостает большинству людей (и сегодня, как никогда). Несчастье заключается в том, что люди не находят времени, чтобы войти в свои сокровенные глубины, из которых исходит вера. Вера питается слушанием слова Божия. Все более глубоким вхождением в тайну богослужения, которое научает нас тому, что есть святость.
Кто живет верой, может свидетельствовать о своей надежде миру. Кто живет верой, живет любовью. Речь не идет о том, чтобы измерять нашу веру. Кто мог бы, кто осмелился бы это сделать? Но как надо нам беречь свою веру, страшась каких бы то ни было отступлений от нее! Вера проходит через испытания, но небрежное отношение к дару Божию разрушает веру. И нам дается все более узнавать нашу немощь. Быть христианином это не значит быть просто хорошим человеком, но все более научаться полагаться на другого, Который есть Совершенно Другой. Речь идет о том, чтобы в нашей жизни изменилась точка опоры. Не полагаться более на самих себя, на наши немощные силы, но на силу Божию. Пречистая Дева будет с младенчества учиться видеть, что все исходит от Бога — этому главному отношению творения к Своему Творцу.
Мы размышляем сегодня о том, как мы должны ответить на дар Божественной любви. В Евангелии о Марфе и Марии — о двух любящих Христа людях — нам показано, какой разной может быть наша любовь. Когда Господь приходит в дом Марфы, она с радостью принимает Его. В мире, где отвергается Христос, где многие, кажется, уже на порог Его не пускают, она места себе не находит от радости, оттого что Господь в ее доме. Она не знает, как угодить Господу, какое угощение Ему предложить. И она хлопочет об этом. А сестра ее Мария, сев у ног Господа, слушает каждое слово Его.
Внезапно мы слышим упрек Марфы: «Господи! или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? скажи ей, чтобы помогла мне». Что случилось, откуда у нее такая неразумная ревность? Когда человек слишком глубоко погружается во внешнее служение, в земные заботы, которые могут быть даже благочестивыми, он может потерять самое главное — то, ради чего он совершает свои труды.
Упрек Марфы довольно строгий. Мы можем часто наблюдать такое в православной семье, в Церкви, в любом приходе. Атмосфера любви и радости вдруг омрачается, оттого что кому-то кажется, что другие не так стараются для Господа, как он. Стоит ли удивляться, что порой не только враги Христовы восстают на благочестивых людей, но и друзья их — те, кто в Церкви.
Господь отвечает словами, которые обращены к глубине души Марфы. Дважды Он повторяет ее имя: «Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом». Дважды повторяет, потому что когда человек целиком погружен в земные заботы, трудно вырвать его из этого состояния, трудно достучаться до него. Этот укор Господа исполнен любви. Он хвалит Марфу за щедрость ее души, за то, что она так Его встречает. И в то же время говорит, что она слишком о многом печется. А нужно всего лишь одно. Ее труды, ее забота — это нужно, но нужно в свое время и на своем месте. Есть другое, что бесконечно нужнее, чем то, что она делает.
Марфа думает, что Христос скажет Марии, чтобы она делала то, что делает ее сестра. А Христос говорит Марфе, что то, что делает Мария, — лучше. Придет время, когда Марфа пожалеет о том, что в этот час она не сидела у ног Христа и не слушала каждое Его слово. «Мария благую часть избрала, которая не отнимется от нее», — говорит Христос. Она избрала эту благую часть — быть со Христом, не отступать от Него ни на миг и так служить Ему, чтобы каждое слово, которое Он говорит, слагать в сердце своем.
Не в этом ли заключается совершенство человека? Человек — словесное существо. Его подлинность можно измерить тем, какие слова для него дороже всего. Где тот человек, который бы каждое слово Христово не просто слушал, а слагал в сердце своем? Это только о Божией Матери так сказано в Писании.
Как говорит апостол Иаков, совершенный человек не согрешает в слове. По словам мы осудимся, и по словам оправдаемся. И за всякое слово праздное даст ответ человек в день Суда. Речь идет прежде всего не о пустых, наводняющих мир словах, которые делают людей пустыми — бессловесными. А о словах истинной жизни, которые не должны стать праздными. Слово Христово есть жизнь вечная. Так Мария (и другая Мария, Пречистая Божия Матерь) приобщается Божественной красоте, радости, совершенству. Благую часть она избрала — быть со Христом. И эта благая часть, любовь ко Христу, не отнимется от нее. Что разлучит нас от любви Божией? Ни бесы, ни люди не смогут этого сделать. Бог хочет всегда дать нам эту благую часть. Ради этого Он пришел в мир и ради этого принял поругание и смерть. Чтобы мы от наших внешних трудов, которые Он благословляет и принимает, восходили в нашей любви ко Христу.
Рождество Божией Матери устремлено к тайне Боговоплощения. Мы приобщаемся этой тайне за Божественной литургией. Мы приносим Господу плод наших усилий, возвращаем Богу то, что Ему принадлежит. Но есть также причастие, и в нем мы принимаем Тело Христово, которое делает нас причастниками Божественного естества. Ради того, чтобы это стало возможным, и родилась Божия Матерь. Какой чудный обмен и какая неслыханная любовь!
Слово Божие говорит об избрании любящих Бога к вечному радованию. «Ибо кого Бог предузнал, тех и предопределил, тех и прославил» (Рим. 8, 28—30). Пречистая Дева Мария от вечности была предопределена Пресвятой Троицей быть Матерью Божией. Потому Она и облагодатствована всеми дарами. Она есть самое прекрасное, самое достойное Бога творение, которое когда-либо было. Она занимает первое место среди тех смиренных рабов Господних, которые надеются на Бога и принимают от Него спасение с верою. Красота и святость Божией Матери превосходят красоту и святость всех святых и Ангелов, вместе взятых. Ибо, как говорят святые отцы, Бог дает каждому столько благодати, сколько требуется для его служения в мире.
Величайшая благодать Божией Матери соответствовала исключительному достоинству, к которому Бог призвал Ее от вечности. В этот день Церковь напоминает нам, что все мы призваны к святости. К тому, чтобы исполнить свой Богом данный труд на земле. Чем большую радость имеем мы в созерцании благодати Божией Матери, тем больше понимаем, что никто из нас в Церкви не лишен ни одного дара, чтобы осуществить свое призвание.
И мы видим также, сколь естественно наше желание праздновать день рождения каждого человека. Бог восхотел, чтобы мы родились на свет. И Он призывает всех нас к вечной жизни, исполненной радости и любви.
Добавить комментарий