Собор архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных
Война, которая совершилась однажды на небе между архистратигом Божиим Михаилом и всеми верными Богу ангелами против восставшего Денницы, продолжается на земле. Это и есть история рода человеческого. Ангелы принимают в ней участие, сражаясь на нашей стороне, ради нашего небесного призвания. Поэтому на утрени праздника мы слышим притчу о пшенице и плевелах, смысл которой — представить настоящее и будущее Церкви, ее путь в Царство Небесное. Мы видим Христову заботу о ней, вражду диавола против нее, смешение доброго и злого в этом мире, и отделение одного от другого в будущем.
«Сеющий доброе семя, — говорит Господь, — есть Сын Человеческий». Христос — Хозяин поля, Господин жатвы, Сеятель доброго семени. Всякое доброе семя в мире сеется рукой Христовой. Истина, правда, добро, благодать — доброе семя, дар Христов. Через служителей Церкви, через всех Своих верных рабов Христос сеет в мире добрые семена. «Поле есть мир», мир людей, бескрайнее поле, которое должно приносить добрый плод. Тем печальней видеть, как много оно приносит злого плода. Это поле принадлежит Христу, и потому такую заботу проявляет Он о сеянии в нем доброго семени.
«Доброе семя — это сыны Царствия», говорит Христос. Не те, кто внешне только, одними устами исповедуют любовь к Богу, как некогда иудеи. Но те, кто всем сердцем устремляется ко Христу. Они — доброе семя, драгоценное Божие семя. Как семя разбрасывается повсюду, так угодники Божии распространяются по всей земле. Хотя в некоторых местах сеяние гуще, чем в других. «Якоже плод красный спасительнаго сеяния, земля Российская приносит» Господу всех святых, в ней просиявших. Особенно мучеников и исповедников, которых больше явилось у нас в годы последних гонений, чем за всю историю Церкви.
«Плевелы — сыны лукавого». Они — дети диавола. Они — сорняки на поле мира сего, они не творят добра, они творят зло. Как сорнякам, им даны тот же дождь, то же солнце, та же почва, что и добрым растениям, но они на на что не годны. «Враг, посеявший их, — диавол». Он враг рода человеческого, который он хочет сделать своим полем, всеивая в него плевелы. Они были посеяны, когда все спали. Сатана внимательно наблюдает за нами, выжидая удобного случая. Потому мы должны бодрствовать и трезвиться. Враг, посеявший плевелы, сказано в Евангелии, ушел, чтобы не узнали, кто это сделал. Чем большее сатана замышляет зло, тем старательней он скрывается. Врагу достаточно посеять плевелы, после этого он может даже удалиться, — семена взойдут сами и заполнят все. В то время как за добрыми семенами нужен уход, необходимо поливать и ограждать их — иначе труд сеяния будет напрасным. Христос говорит, что плевелы обнаруживают себя только когда взойдет пшеница и покажется плод. Так много в мире сокрытого зла в сердцах людей, которое долго прячется под личиной добра, пока не прорвется наружу. Когда придет время последнего испытания, каждый будет узнан по плодам его, тогда все увидят, кто искренний делатель, а кто лицемер. Тогда можно будет сказать: это пшеница, а это плевелы.
«Рабы домовладыки, — слышим мы в притче, — сказали ему: господин, не доброе ли семя ты сеял на поле своем?» Вне сомнения, так. Глядя на сеяние Христово, и мы не можем не спросить с удивлением: «Откуда же на нем плевелы?» Как появились они в саду Господнем? Почему загублена добрая почва и заглушено доброе семя? Но разве может это бросить тень на имя и честь Христовы? От Хозяина поля не скрыто, что произошло: «враг человек сделал это». Он не возлагает вину на Своих рабов — они не могли ничего сделать. Верные и усердные рабы Божии не будут осуждены Христом за то смешение добра и зла в людях, которое мы наблюдаем в мире. «Надо придти соблазнам», но мы не ответственны за них, если стараемся исполнять наш долг. Рабы домовладыки горели желанием вырвать эти плевелы. «Хочешь ли, — сказали они, — мы пойдем и немедленно сделаем это?» Но Господин поля премудро предупреждает их: «Нет, — чтобы выбирая плевелы, вы не выдергали вместе с ними пшеницы». Никто из нас не может с непогрешимостью различать плевелы и пшеницу. Потому что в каждом человеке есть то и другое. И благодать Божия, а с нею ангелы и святые, делает все, чтобы обратить волю самого отчаянного грешника к добру, незримо исторгая из души его плевелы, которые должны уступить место пшенице. В этом смысл и надежда нашего сегодняшнего праздника. Зло и добро, с помощью свыше, мы должны научиться различать сейчас, изо всех сил противостоя злу и насаждая добро. Но выносить окончательный суд над кем-либо никому не дано — до жатвы. «Жатва есть кончина века». Этот мир имеет конец. Все созревшее — доброе и злое — будет собрано в последний день. Каждый пожнет то, что посеял. Земля каждого человека, его семя и плод, и труд, и терпение раскроются перед всеми.
«А жнецы суть ангелы». Ангелы — служители Христовы, святые враги всего злого и верные друзья всего святого и всех святых. Потому и дается им такое служение. Плевелы будут брошены в огонь. Они будут собраны со всей земли. Жнецы, главная задача которых — собрать зерно, прежде всего соберут плевелы. Доброе и злое смешано в этом мире, но в день Страшного Суда они будут навсегда разделены. Ангелы Божии уберут из человеческой жизни «все соблазны и делающих беззаконие». Плевелы будут связаны в снопы. Пусть знает мир, все более обретающий единство во зле, а не в добре, что все связанные здесь друг с другом во зле, будут там в одном стыде и позоре. Пусть знают грешники, приносящие покаяние, что все плевелы их грехов истребит до конца огонь благодати Христовой, и им будет дана радость сынов Царствия. А те, кто не хотят покаяться, пусть помнят, что они могут в конце оказаться ни для чего непригодными, кроме как быть брошенными в печь огненную, которую Бог уготовал диаволу и ангелам его. «Там будет плач и скрежет зубов», безутешное горе, потому что за гробом нет покаяния.
Житница — это небо. «Уберите пшеницу в житницу Мою», — скажет Господь. Вся Господня пшеница будет помещена в Господней житнице. Житница — это образ приобщения Христу, Небесному Хлебу, питающему ангелов и святых. Это образ тесной близости всех любящих Господа среди бесконечного небесного простора. Они не будут удалены друг от друга, как в поле, на земле, но близки, как в житнице. Они будут в безопасности, им не будет больше угрожать ни зной, ни ветер, ни грех, ни беда. «Тогда праведники воссияют как солнце в Царстве Отца их». Здесь они невидимы миром, как невидимы ангелы. Их красоту сокрывает нищета и скорби их внешней жизни. Но там они воссияют как солнце, выходящее из-за туч. Те, чей свет на земле просветился пред человеки, чтобы прославился Бог, в будущей жизни просияют как солнце. Наш Спаситель завершает Свою притчу в сегодняшний праздник, призывая нас к вниманию: «Кто имеет уши слышать, да слышит!» И архистратиг Михаил, когда Денницей был брошен вызов к Богу, воззвал к ангелам: «Вонмем!» Послушание и верность Богу, Его Крестной любви — слава ангелов и всего творения. Кто будет слушать и слушаться Бога, прославится вместе с ангелами, и больше их. Потому что Бог стал человеком, чтобы человек, подпавший однажды под власть диавола, мог стать Богом. Аминь.
Протоиерей Александр Шаргунов
21 ноября 2013 года
Добавить комментарий