Собор архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных

Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотныхВойна, которая совершилась однажды на небе между архистратигом Божиим Михаилом и всеми верными Богу ангелами против восставшего Денницы, продолжается на земле. Это и есть история рода человеческого. Ангелы принимают в ней участие, сражаясь на нашей стороне, ради нашего небесного призвания. Поэтому на утрени праздника мы слышим притчу о пшенице и плевелах, смысл которой — представить настоящее и будущее Церкви, ее путь в Царство Небесное. Мы видим Христову заботу о ней, вражду диавола против нее, смешение доброго и злого в этом мире, и отделение одного от другого в будущем.

«Сеющий доброе семя, — говорит Господь, — есть Сын Человеческий». Христос — Хозяин поля, Господин жатвы, Сеятель доброго семени. Всякое доброе семя в мире сеется рукой Христовой. Истина, правда, добро, благодать — доброе семя, дар Христов. Через служителей Церкви, через всех Своих верных рабов Христос сеет в мире добрые семена. «Поле есть мир», мир людей, бескрайнее поле, которое должно приносить добрый плод. Тем печальней видеть, как много оно приносит злого плода. Это поле принадлежит Христу, и потому такую заботу проявляет Он о сеянии в нем доброго семени.

«Доброе семя — это сыны Царствия», говорит Христос. Не те, кто внешне только, одними устами исповедуют любовь к Богу, как некогда иудеи. Но те, кто всем сердцем устремляется ко Христу. Они — доброе семя, драгоценное Божие семя. Как семя разбрасывается повсюду, так угодники Божии распространяются по всей земле. Хотя в некоторых местах сеяние гуще, чем в других. «Якоже плод красный спасительнаго сеяния, земля Российская приносит» Господу всех святых, в ней просиявших. Особенно мучеников и исповедников, которых больше явилось у нас в годы последних гонений, чем за всю историю Церкви.

«Плевелы — сыны лукавого». Они — дети диавола. Они — сорняки на поле мира сего, они не творят добра, они творят зло. Как сорнякам, им даны тот же дождь, то же солнце, та же почва, что и добрым растениям, но они на на что не годны. «Враг, посеявший их, — диавол». Он враг рода человеческого, который он хочет сделать своим полем, всеивая в него плевелы. Они были посеяны, когда все спали. Сатана внимательно наблюдает за нами, выжидая удобного случая. Потому мы должны бодрствовать и трезвиться. Враг, посеявший плевелы, сказано в Евангелии, ушел, чтобы не узнали, кто это сделал. Чем большее сатана замышляет зло, тем старательней он скрывается. Врагу достаточно посеять плевелы, после этого он может даже удалиться, — семена взойдут сами и заполнят все. В то время как за добрыми семенами нужен уход, необходимо поливать и ограждать их — иначе труд сеяния будет напрасным. Христос говорит, что плевелы обнаруживают себя только когда взойдет пшеница и покажется плод. Так много в мире сокрытого зла в сердцах людей, которое долго прячется под личиной добра, пока не прорвется наружу. Когда придет время последнего испытания, каждый будет узнан по плодам его, тогда все увидят, кто искренний делатель, а кто лицемер. Тогда можно будет сказать: это пшеница, а это плевелы.

«Рабы домовладыки, — слышим мы в притче, — сказали ему: господин, не доброе ли семя ты сеял на поле своем?» Вне сомнения, так. Глядя на сеяние Христово, и мы не можем не спросить с удивлением: «Откуда же на нем плевелы?» Как появились они в саду Господнем? Почему загублена добрая почва и заглушено доброе семя? Но разве может это бросить тень на имя и честь Христовы? От Хозяина поля не скрыто, что произошло: «враг человек сделал это». Он не возлагает вину на Своих рабов — они не могли ничего сделать. Верные и усердные рабы Божии не будут осуждены Христом за то смешение добра и зла в людях, которое мы наблюдаем в мире. «Надо придти соблазнам», но мы не ответственны за них, если стараемся исполнять наш долг. Рабы домовладыки горели желанием вырвать эти плевелы. «Хочешь ли, — сказали они, — мы пойдем и немедленно сделаем это?» Но Господин поля премудро предупреждает их: «Нет, — чтобы выбирая плевелы, вы не выдергали вместе с ними пшеницы». Никто из нас не может с непогрешимостью различать плевелы и пшеницу. Потому что в каждом человеке есть то и другое. И благодать Божия, а с нею ангелы и святые, делает все, чтобы обратить волю самого отчаянного грешника к добру, незримо исторгая из души его плевелы, которые должны уступить место пшенице. В этом смысл и надежда нашего сегодняшнего праздника. Зло и добро, с помощью свыше, мы должны научиться различать сейчас, изо всех сил противостоя злу и насаждая добро. Но выносить окончательный суд над кем-либо никому не дано — до жатвы. «Жатва есть кончина века». Этот мир имеет конец. Все созревшее — доброе и злое — будет собрано в последний день. Каждый пожнет то, что посеял. Земля каждого человека, его семя и плод, и труд, и терпение раскроются перед всеми.

«А жнецы суть ангелы». Ангелы — служители Христовы, святые враги всего злого и верные друзья всего святого и всех святых. Потому и дается им такое служение. Плевелы будут брошены в огонь. Они будут собраны со всей земли. Жнецы, главная задача которых — собрать зерно, прежде всего соберут плевелы. Доброе и злое смешано в этом мире, но в день Страшного Суда они будут навсегда разделены. Ангелы Божии уберут из человеческой жизни «все соблазны и делающих беззаконие». Плевелы будут связаны в снопы. Пусть знает мир, все более обретающий единство во зле, а не в добре, что все связанные здесь друг с другом во зле, будут там в одном стыде и позоре. Пусть знают грешники, приносящие покаяние, что все плевелы их грехов истребит до конца огонь благодати Христовой, и им будет дана радость сынов Царствия. А те, кто не хотят покаяться, пусть помнят, что они могут в конце оказаться ни для чего непригодными, кроме как быть брошенными в печь огненную, которую Бог уготовал диаволу и ангелам его. «Там будет плач и скрежет зубов», безутешное горе, потому что за гробом нет покаяния.

Житница — это небо. «Уберите пшеницу в житницу Мою», — скажет Господь. Вся Господня пшеница будет помещена в Господней житнице. Житница — это образ приобщения Христу, Небесному Хлебу, питающему ангелов и святых. Это образ тесной близости всех любящих Господа среди бесконечного небесного простора. Они не будут удалены друг от друга, как в поле, на земле, но близки, как в житнице. Они будут в безопасности, им не будет больше угрожать ни зной, ни ветер, ни грех, ни беда. «Тогда праведники воссияют как солнце в Царстве Отца их». Здесь они невидимы миром, как невидимы ангелы. Их красоту сокрывает нищета и скорби их внешней жизни. Но там они воссияют как солнце, выходящее из-за туч. Те, чей свет на земле просветился пред человеки, чтобы прославился Бог, в будущей жизни просияют как солнце. Наш Спаситель завершает Свою притчу в сегодняшний праздник, призывая нас к вниманию: «Кто имеет уши слышать, да слышит!» И архистратиг Михаил, когда Денницей был брошен вызов к Богу, воззвал к ангелам: «Вонмем!» Послушание и верность Богу, Его Крестной любви — слава ангелов и всего творения. Кто будет слушать и слушаться Бога, прославится вместе с ангелами, и больше их. Потому что Бог стал человеком, чтобы человек, подпавший однажды под власть диавола, мог стать Богом. Аминь.

 Протоиерей Александр Шаргунов

21 ноября 2013 года

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.