Высота любви Божией к человеку
Праздник Вознесения Господня — праздник Его восхождения на небо, которое превыше небес. «Господь наш возносится, — говорят святые отцы, — не к звездам, потому что Он превыше звезд; не на то небо, где ангелы, потому что Он превыше ангелов; и не туда, где райские обители, в которых ангелы и святые». Он возносится туда, куда не достигает взор херувимов, — к Престолу Отца Небесного, входит во святилище Пребожественной Троицы. И нет такой меры в сотворенном Богом мире, которой можно было бы измерить высоту Его восхождения. С этой высоты можно увидеть бездну, в которую гордынею был низвергнут денница и в которую он хотел низвергнуть весь род человеческий. Но Христос спас нас от вечной гибели и поставил на высоту Божественную, превыше небес. Это путь человека. Каждый из нас связан со Христом, и никто не может найти успокоения, пока не осуществит свое призвание.
Высота, которую Господь открывает в празднике Вознесения, говорит о любви Божией к человеку. Он совершил все не для Себя, а для нас. Он принял нашу смерть и воскрес как человек, соединившись с нами по плоти и крови. Воскресший Христос возносится на небеса и благословляет Свою Церковь руками, на которых следы ран от гвоздей, чтобы мы знали о непостижимой Его любви. Чтобы помнили, что как Его вхождение в мир было благословением всего рода человеческого, так и Его исхождение из мира является благословением вечной Его любви. Он ради любви к нам совершает Свое Вознесение. И даже в этот момент Он думает не о Своей славе, которая надлежит Ему за Его непостижимое смирение, не о Своем вечном Божественном покое, который будет Ему дан за Его труды и скорби. Он думает о тех, кто остается здесь, на земле.
Все совершил Он, пребывая на земле с родом человеческим в лице избранных учеников Своих, тех, кто был рядом с Ним. По Воскресении Своем Он в течение сорока дней являлся апостолам, говоря о тайнах Царства Божия, утешая, просвещая и предупреждая. И при Вознесении Своем Он посылает ангелов, чтобы они помогли преодолеть страх и уныние, исполнили мужества и силы тех, кто остается на земле. И снова обещает через них, что придет к нам в силе и славе Своей — точно так же как Он ушел от нас.
Вот любовь Христова, Его слава — в облаке сокрываемая и раскрываемая одновременно. Это облако было на горе Преображения, когда Христос явил славу будущей жизни рода человеческого другим, более зримым образом. Это облако — присутствие Духа Святого, Которого Он обещал ученикам в скором времени. И они уходят не с печалью, а с великой радостью. Не с печалью — потому что не в какую-то неизвестность ушел Господь наш, а туда, где Отец Небесный. Теперь они имеют возможность убедиться, не просто веровать, но видеть, что Он воистину сошел с небес, потому что Он восходит на небеса; что Его воистину послал Отец Небесный, потому что Он возвращается к Отцу; что Ему воистину принадлежит вся власть на небе, как она принадлежит Ему на земле. И мы можем вместе с апостолами, радостно и с такою же непоколебимостью исповедовать нашу веру в то, что Он снова придет с силою и славою многою, чтобы даровать нам все, что есть у Него.
Чем мы можем ответить на этот дар Господень? Открывается ли нам сегодняшним праздником смысл и цель нашего земного существования, устремляемся ли мы к этому дару? Апостолы исполнились решимости быть верными Христу даже до смерти. Для них ничего больше на земле не существовало, кроме как поступать по повелениям Господним. Они остаются в Иерусалиме, ожидая, когда они облекутся силою свыше. Это произойдет через десять дней, когда Дух Святой сойдет на Церковь Христову и будет пребывать в ней до наших дней, до конца времен.
И мы сегодня, радуясь вместе со всеми святыми, размышляя о превосходящей всякое разумение тайне славы, к которой мы призваны, услышим призыв Господень «не отлучаться от Иерусалима», то есть от места Страданий Христовых — от Креста Его и Воскресения, от всего, что Он совершил на земле нашего ради спасения. Будем ждать праздник Пятидесятницы, когда Дух Святой, Который уже сошел на нас в день нашего крещения и Который отходит от нас всякий раз, когда мы совершаем грех, придет к нам и обновит нас. Но уже сейчас, в празднике Вознесения, обновляет нас Господь, возвращая нам первозданный небесный облик напоминанием о той жизни, для которой мы созданы.
Господь, возносясь на небо, благословил Своих учеников и «отступил немного от земли», — как сказано в Евангелии. Святые отцы говорят нам, что эти слова обращены сегодня к нам, чтобы мы немного «отступили от земли» во всей нашей жизни, во всех наших переживаниях и заботах. Не только от грязи земли — той нечистоты, которая оскверняет наши душу и тело, — но и от самой земли, еще не преображенной, не прославленной, не достигшей славы, ради которой она создана. Это нужно, чтобы сохранить нашу верность Господу и поклониться Ему, как поклонились апостолы. Иными словами, сказать: «Да будет воля Твоя» — по отношению ко всему, что Господь совершает с нами в мире.
Воистину, никто не может взойти на небо, кроме Того, Кто сошел с него (Ин. 3, 13). Святой Иоанн Златоуст говорит, что Господь сошел с небес, чтобы мы могли взойти на небеса вместе с Ним. «Побеждающему, — говорит нам Откровение, возвещающее о последних судьбах всего рода человеческого и каждой человеческой души, — дам сесть со Мною на престоле Моем, как и Я победил, и сел с Отцем Моим на престоле Его» (Откр. 3, 21).
Протоиерей Александр Шаргунов
29 мая 2014 года
Добавить комментарий