Высота любви Божией к человеку

Вознесение Господне. икона прп. Андрея Рублева, Государственная Третьяковская ГалереяПраздник Вознесения Господня — праздник Его восхождения на небо, которое превыше небес. «Господь наш возносится, — говорят святые отцы, — не к звездам, потому что Он превыше звезд; не на то небо, где ангелы, потому что Он превыше ангелов; и не туда, где райские обители, в которых ангелы и святые». Он возносится туда, куда не достигает взор херувимов, — к Престолу Отца Небесного, входит во святилище Пребожественной Троицы. И нет такой меры в сотворенном Богом мире, которой можно было бы измерить высоту Его восхождения. С этой высоты можно увидеть бездну, в которую гордынею был низвергнут денница и в которую он хотел низвергнуть весь род человеческий. Но Христос спас нас от вечной гибели и поставил на высоту Божественную, превыше небес. Это путь человека. Каждый из нас связан со Христом, и никто не может найти успокоения, пока не осуществит свое призвание.

Высота, которую Господь открывает в празднике Вознесения, говорит о любви Божией к человеку. Он совершил все не для Себя, а для нас. Он принял нашу смерть и воскрес как человек, соединившись с нами по плоти и крови. Воскресший Христос возносится на небеса и благословляет Свою Церковь руками, на которых следы ран от гвоздей, чтобы мы знали о непостижимой Его любви. Чтобы помнили, что как Его вхождение в мир было благословением всего рода человеческого, так и Его исхождение из мира является благословением вечной Его любви. Он ради любви к нам совершает Свое Вознесение. И даже в этот момент Он думает не о Своей славе, которая надлежит Ему за Его непостижимое смирение, не о Своем вечном Божественном покое, который будет Ему дан за Его труды и скорби. Он думает о тех, кто остается здесь, на земле.

Все совершил Он, пребывая на земле с родом человеческим в лице избранных учеников Своих, тех, кто был рядом с Ним. По Воскресении Своем Он в течение сорока дней являлся апостолам, говоря о тайнах Царства Божия, утешая, просвещая и предупреждая. И при Вознесении Своем Он посылает ангелов, чтобы они помогли преодолеть страх и уныние, исполнили мужества и силы тех, кто остается на земле. И снова обещает через них, что придет к нам в силе и славе Своей — точно так же как Он ушел от нас.

Вот любовь Христова, Его слава — в облаке сокрываемая и раскрываемая одновременно. Это облако было на горе Преображения, когда Христос явил славу будущей жизни рода человеческого другим, более зримым образом. Это облако — присутствие Духа Святого, Которого Он обещал ученикам в скором времени. И они уходят не с печалью, а с великой радостью. Не с печалью — потому что не в какую-то неизвестность ушел Господь наш, а туда, где Отец Небесный. Теперь они имеют возможность убедиться, не просто веровать, но видеть, что Он воистину сошел с небес, потому что Он восходит на небеса; что Его воистину послал Отец Небесный, потому что Он возвращается к Отцу; что Ему воистину принадлежит вся власть на небе, как она принадлежит Ему на земле. И мы можем вместе с апостолами, радостно и с такою же непоколебимостью исповедовать нашу веру в то, что Он снова придет с силою и славою многою, чтобы даровать нам все, что есть у Него.

Чем мы можем ответить на этот дар Господень? Открывается ли нам сегодняшним праздником смысл и цель нашего земного существования, устремляемся ли мы к этому дару? Апостолы исполнились решимости быть верными Христу даже до смерти. Для них ничего больше на земле не существовало, кроме как поступать по повелениям Господним. Они остаются в Иерусалиме, ожидая, когда они облекутся силою свыше. Это произойдет через десять дней, когда Дух Святой сойдет на Церковь Христову и будет пребывать в ней до наших дней, до конца времен.

И мы сегодня, радуясь вместе со всеми святыми, размышляя о превосходящей всякое разумение тайне славы, к которой мы призваны, услышим призыв Господень «не отлучаться от Иерусалима», то есть от места Страданий Христовых — от Креста Его и Воскресения, от всего, что Он совершил на земле нашего ради спасения. Будем ждать праздник Пятидесятницы, когда Дух Святой, Который уже сошел на нас в день нашего крещения и Который отходит от нас всякий раз, когда мы совершаем грех, придет к нам и обновит нас. Но уже сейчас, в празднике Вознесения, обновляет нас Господь, возвращая нам первозданный небесный облик напоминанием о той жизни, для которой мы созданы.

Господь, возносясь на небо, благословил Своих учеников и «отступил немного от земли», — как сказано в Евангелии. Святые отцы говорят нам, что эти слова обращены сегодня к нам, чтобы мы немного «отступили от земли» во всей нашей жизни, во всех наших переживаниях и заботах. Не только от грязи земли — той нечистоты, которая оскверняет наши душу и тело, — но и от самой земли, еще не преображенной, не прославленной, не достигшей славы, ради которой она создана. Это нужно, чтобы сохранить нашу верность Господу и поклониться Ему, как поклонились апостолы. Иными словами, сказать: «Да будет воля Твоя» — по отношению ко всему, что Господь совершает с нами в мире.

Воистину, никто не может взойти на небо, кроме Того, Кто сошел с него (Ин. 3, 13). Святой Иоанн Златоуст говорит, что Господь сошел с небес, чтобы мы могли взойти на небеса вместе с Ним. «Побеждающему, — говорит нам Откровение, возвещающее о последних судьбах всего рода человеческого и каждой человеческой души, — дам сесть со Мною на престоле Моем, как и Я победил, и сел с Отцем Моим на престоле Его» (Откр. 3, 21).

Протоиерей Александр Шаргунов

29 мая 2014 года

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.