Преображение Господне
В событии Преображения Христос хочет возвести троих Своих учеников Петра, Иакова и Иоанна к такому духовному переживанию, которое придает смысл всей их жизни, прошлой, настоящей и будущей.
Христос взял с Собой Петра, Иакова и Иоанна и показал им изнутри тайну Своего служения. Это чрезвычайное откровение, которое невозможно вместить. Однако то, что им дано было предощутить, — истина: Христос — исполнение обетования, данного Богом их отцам, Моисею и Илии. Да, Он — Сын Возлюбленный в Котором Бог положил всю Свою любовь.
Озарение небесного света было столь велико, что три эти человека пали ниц со страхом и трепетом, спрашивая себя, как могло такое случиться, что они сподобились этого дара. И столь кратким было событие, что они тотчас же предложили построить на горе кущи, чтобы продлилось чудо. Но Христос, пришедший в мир, чтобы явить нам, что значит жизнь лицом к лицу с Отцом Небесным, приглашает их сойти вниз и хранить в тайне то, что им было дано узнать.
Еще не время возвещать об этом всему миру. Теперь время хранить этот дар в сердце своем и размышлять о его значении. В радости и в скорби он будет наполнять отныне их веру истинным светом. Все прошлое и настоящее соединяется в одно. Свет Преображения открывает по-новому для них ветхозаветные Писания. То, что было пережито и запечатлено в священных текстах Ветхого Завета, сейчас обретает смысл во Христе Иисусе. Отец Небесный сказал им: «Того послушайте». И апостолы начинают постигать замысел Божий о роде человеческом. Обетованный и чаемый Мессия, к Которому в течение веков устремлялось все человечество, в Которого богоизбранный народ и они сами почти отчаялись верить, вот Он — непостижимым образом являет Себя их вере.
Теперь для них нет ничего невозможного. Пусть трепещут все враги, ныне рождается народ Бога крепкого, почитаемый другими народами. Мы будем без страха исповедовать, что Бог, наш Бог свят. «Над всеми людьми Бог наш». И Вождь нашего народа сокрушит сильных и обратит к Богу язычников. Прошлое обретает смысл и будущее исполнено славы.
В неведении своем апостолы думают, что теперь они все поняли и всего могут легко достигнуть. Не по этой ли причине Христос настаивает, чтобы они до времени никому не говорили о том, что здесь видели и слышали? Пока «Сын Человеческий не воскреснет из мертвых». И это снова возвращает их к самой главной тайне. Что хочет сказать Учитель? Неужели Он снова говорит о Своей смерти? Кто может веровать в воскресение умершего тела? Кто может постигнуть, что Сын Божий и есть этот Сын Человеческий?
Время от времени среди скорбей Господь посещает нас Своею благодатью. И мы понимаем внезапно, для чего нам были посланы эти скорби, почему нам встретился этот человек, как велика наша ответственность за все, что происходит с нами. Нам становится ясно, что нам надо было это пережить ради нашего духовного восхождения, что это воля Божия! Однако снова и снова нам будет дано убедиться, как еще непрочна наша вера. И что дар благодати не устраняет горьких скорбей и поражений.
Апостолы Петр, Иаков и Иоанн — первые христиане, которые по-настоящему узнали, какому испытанию может подвергаться вера. Скоро зло раскроется перед ними с такою силой, что, несмотря на приобщение их дару Преображения, первый из них усомнится в Божественности Своего Учителя и трижды отречется от Него. Потребуется Крестная смерть Христова, Воскресение Христово и пришествие Духа Святого, чтобы вера их утвердилась непоколебимо. И они могли в полноте принять то, что видели на горе Фаворской.
Протоиерей Александр Шаргунов
19 августа 2014 года
Добавить комментарий