Мы должны разделить с нашим Господом все

Слово в Неделю 10-ю по Пятидесятнице

Мы должны разделить с нашим Господом все

Апостолы Петр, Иаков и Иоанн пережили потрясение. Им дано было увидеть, как спала завеса человечества Христа и открылось Его Божество. Они «видели славу Его как Единородного от Отца», скажет апостол Петр в своем Втором Послании. Они слышали глас Отчий. И теперь они возвращаются на землю. Что они должны были чувствовать, идя рядом с этим Человеком, Которого они видели преобразившимся на горе? Были охвачены немым ужасом, исполняясь новой решимости направить свою жизнь по стопам Его? Или растерянно переглядывались, не зная, как начать с Ним беседу от переполнявших их вопросов? И, конечно же, с нетерпением желали поскорее рассказать другим ученикам, что случилось. Но Христос говорит им: «Никому не сказывайте о сем видении, доколе Сын Человеческий не воскреснет из мертвых». Он как бы приглашает их к разговору: если они ни о чем не спросят Его сейчас, у них не будет возможности сделать это после, когда в присутствии других они должны будут хранить молчание.

Есть время для нас задавать вопросы и есть время молчать о том, что внезапно открылось, и есть время, Господне время, — говорить с нами. Когда мы спрашиваем в надлежащее время, Он дает нам разумение. Это может произойти, например, когда мы читаем святое Евангелие. Бывает, что какие-то слова в нем непонятны для нас, но и они могут просиять как свет среди полудня. Искушение заключается в том, что мы пропускаем непонятное и идем дальше, чтобы найти то, что соответствует нашим мыслям и представлениям. Господь откроет наш ум к разумению Писаний, если мы дадим Ему возможность начать с нами разговор — задавая вопросы и слушая ответ. Так будет с другими апостолами, когда они будут идти рядом с воскресшим Христом по дороге в Эммаус, не узнавая Его.

Что происходит теперь, когда избранные ученики возвращаются к оставшимся внизу? Там собралась толпа, ждущая Учителя, потому что Его последователи безуспешно пытались исцелить бесноватого юношу. Христос обличает их — учеников, народ, весь род человеческий — в неверии. В Евангелии от Марка отец бесноватого вопиет: «Верую, Господи, помоги моему неверию!» Это вопль каждого из нас в то или иное время. И к каждому из нас обращено исполненное горечи слово Господне: «О, род неверный и развращенный! Доколе буду с вами? Доколе буду терпеть вас?» Что означает «неверный»? Отсутствие верности или веры? Конечно, мы нуждаемся в неколеблющейся вере. Но Евангелие говорит, что исцеление такого рода болезни может быть только верой деятельной — молитвой и постом. Верой и верностью.

Каков ответ Господа на наше неверие? Отворачивается ли Он с гневом? Нет, Он берет на Себя нашу немощь и показывает, какую силу имеет вера, укрепляемая молитвой и постом. Он исцеляет юношу. И оба прошения отца получают ответ. Пост и молитва должны быть всегда связаны с главной тайной нашей жизни. Среди беснующегося зла и неверия Господь снова говорит о Своей смерти и Воскресении. В первый раз, мы помним, это слово вызвало решительный протест Петра. На этот раз никто не смеет противоречить Ему. Тайна исхода Господня приоткрылась апостолу Петру и другим избранным ученикам на горе Преображения. Беснование и неверие мира, свидетелями которого все ученики оказались здесь, заставляли задуматься о неизбежности Крестного пути. А чудо исцеления — о всегда побеждающей силе Господней. Тем не менее, сказано в Евангелии, «они весьма опечалились». Не бываем ли мы опечалены тем, что открывает нам наша вера? Сознаем ли, что порой предпочли бы не слышать, что говорит нам Господь? Мы обманываем себя, если думаем, что наша жизнь после приобщения Воскресению Христову — сплошной свет. На самом деле мы тоже должны разделить с нашим Господом тьму и печаль, когда зло мира обступает нас. Но мы должны помнить, что эта тьма никогда не бывает отделена от сияния пасхального света. На одном дыхании Господь говорит о смерти и Воскресении. И мы должны всегда делать так же, произнося эти слова как одно слово.

Сойдя с горы, трое учеников не слышат уже гласа Отча, а слышат шум расположенного рядом селения. Господь имеет обычный человеческий облик, и одежды Его не светятся. Свет уходит от нас, чтобы мы искали его среди испытаний и трудностей в ночи мира сего. Но он возвратится к нам, принося тот же день Господень и ту же радость. И мы снова увидим это лицо, в Котором любовь Отца Небесного и сияние Духа Святого. Преображение Господне — ради преображения человека. Даже если человек, кажется, полностью под властью бесов, как этот юноша, исцеленный Христом.

Протоиерей Александр Шаргунов

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.