Ответы на вопросы читателей журнала «Русский Дом» — февраль 2015 г.
Почему в евангельской притче наряду с теми, кто предпочитает земные приобретения небесному дару, осуждается человек, который «жену приобрел». Разве не было одним из первых благословений Бога благословение на брак?
Ю.Рожков, г. Вязьма
Хорошо ходить в храм по воскресеньям, но ведь надо и земное не утратить. Мы же не духи! Человеческая личность, как Вы часто любите повторять, не только душа, но и тело.
Л.И.Ефремова, г. Муром
Я уже каялась во всех грехах, которые у меня были до прихода в Церковь. Теперь вышла на пенсию, живу одна, никого не обижаю, по воскресеньям и праздникам хожу на службы, причащаюсь. В чем мне еще каяться? Я и говорю об этом на исповеди священнику, а в ответ слышу: «Какую молитву Вы читаете перед Чашей Христовой?»
О.Нестерова, г. Тамбов
Почему святые называют себя худшими из грешников?
Михаил Лукин, г. Москва
Не только святые, но каждый из нас перед причастием повторяет молитву святого Иоанна Златоуста: «От них же (грешников) я первый». Чем ближе человек приближается к Богу, тем больше он видит, что он грешник. Как говорится, маленькое пятно выглядит ужасно на платье ослепительной белизны. Святые горько оплакивали свои грехи. Преподобный Серафим Саровский тысячу дней и ночей, стоя на камне, взывал ко Господу молитвой мытаря: «Боже, милостив буди мне, грешнику!» В то время как на смертном одре часто можно слышать такую исповедь: «Отче, я никого не убил, ничего не украл, не изменял жене — я не вижу, чтобы я сделал какое-либо зло в моей жизни».
Нам кажется порой, что мы не можем себя ни в чем упрекнуть, в то время как с духовной точки зрения мы живем чудовищно посредственной, тусклой жизнью, отказываясь всегда от великой Христовой любви.
Известно, что здравый смысл, которым живет большинство, говорит: «Лучше быть красивым, богатым и здоровым, чем некрасивым, бедным и больным». Но у Христа — другая система ценностей. И Он ясно говорит нам: «Для чего быть красивым, если эта красота влечет тебя ко греху? Для чего быть богатым, если это богатство мешает тебе узнать подлинные ценности? Для чего быть здоровым, если ты тратишь драгоценные силы в бессмысленной суете?»
Что я делаю с дарами, которые Бог мне дал? В Ветхом Завете Бог обличает Израиль за то, что тот приносит лжебогам дары, которые надлежит приносить Ему. Он чувствует Себя обманутым, как муж, супруга которого изменяет ему.
И в заключении хочется ответить вопросом на все ваши вопросы. Когда нам дана чудесная возможность быть в добром здравии — что мы делаем из этого? Когда в нашем трудном мире, где слишком многие едва сводят концы с концами, нам вдруг повезет найти работу с очень приличной зарплатой — что мы делаем с этими деньгами? Не оставляем ли тех, чью нужду мы прекрасно знаем, самим выпутываться из их ужасных материальных и не только материальных проблем?
У нас есть благодать иметь православную веру — храним ли мы ревностно это богатство? У некоторых из нас с избытком свободного времени, потому что мы вышли на пенсию — чем заполняем мы наши дни? А может быть, мы утешены счастливым браком — не замкнулись ли мы на своем счастье, медля даровать жизнь хотя бы одному или еще одному ребенку? Не забудем, что грех, часто обличаемый Господом, — прежде всего не делание чего-то, а просто неделание. В конце концов, и Страшный Суд, о котором напоминает нам Церковь в преддверии Великого поста, будет заключаться именно в этом испытании.
Французская писательница Франсуаза Саган, очень популярная в 60-е годы прошлого века, особенно среди молодежи, на вопрос о вере в Бога ответила: «Мне об этом ничего неизвестно. И это нисколько не волнует меня. Потому что когда я вижу в мире столько зла, я вынуждена сказать, что если Бог существует, то Он или не добр, или Он бессилен. И в обоих этих случаях Он не может интересовать меня». Наверняка, ее устами говорят миллионы современных людей. Что бы Вы могли им на это ответить?
И еще вопрос. В Ветхом Завете показана немыслимая жестокость по отношению к языческим народам богоизбранного народа, действующего от имени и по повелению Бога. Как это объяснить?
А.Г.Быков, г. Санкт-Петербург
Мне, кажется, приходилось уже отвечать на эту тему. Так глубоко было поражение смертоносным грехом язычников, что была реальная опасность заражения им всего рода человеческого. Исчез бы остаток, хранящий верность Богу. И тогда не было бы Пречистой Девы Марии, благодаря Которой Бог смог воплотиться. Апостол Петр говорит, что Бог сошел во ад проповедовать спасение тем, кто во времена Ноя отвергал Бога, предпочитая жизнь во грехе. Теперь же им даруется возможность спасения. Это образ спасения всечеловеческого масштаба. Каким бы страшным ни было наказание, Бог попускает его ради нашего блага. Беда в том, что те, кто в Ветхом Завете совершал это ради исполнения благого и таинственного Совета Божия, теперь делают то же самое без всякой веры в Бога.
Что сказать о растерянности и неверии французской писательницы? Перед лицом возрастающих ужасов в нашем мире, не искушаемся ли мы сами мыслью, что Бог нисколько не интересуется нашей планетой? Нет, Евангелие и жизнь святой Церкви ясно показывают нам, как сострадателен наш Спаситель к человеческому горю. Он не бессилен, но Он ничего не делает без участия человека. Чтобы разрешить многие неразрешимые проблемы нашей планеты, необходимо соработничество Бога и человека.
Потрудитесь открыть Евангелие, перелистайте его страницы, и вы увидите огромное сострадание, безмерную жалость Господа к толпам, которые ждут всего от Него. Нет, Бог абсолютно не знает безразличия. И Он любит тех, кому Он может дать больше всего, — будь они чисты, как апостол Иоанн девственник, или осквернены грехом, как Мария Магдалина. Его сердце сжимается и сегодня при виде миллионов детей, унижаемых и растлеваемых, и убиваемых прежде рождения. Он плачет, как плакал некогда над Иерусалимом, при виде сорока шести миллионов беженцев в мире (такова официальная статистика ООН), лишенных крова. И среди них — сотни тысяч, бегущих из осатаневшей Украины.
Мы ничего не можем без Бога, но и Ему ничто невозможно без нас. Бог ничего не делает без нас, Бог не хочет ничего делать без нас. Всегда в Евангелии Христос требует хотя бы малого участия с нашей стороны, прежде чем ответить великим даром. У самарянки Он просит дать Ему пить. Прокаженному Он говорит идти и умыться в источнике. Всем Своим святым Он говорит: «Я создал вас без вас, но Я не спасу вас без вас». И святые из своего благодатного опыта свидетельствуют: «Когда мы делаем к Богу один шаг, Он делает навстречу нам десять шагов». Есть такая замечательное русское присловье: «Бог дарит нам орехи, но Он не колет их за нас». Или еще более известная всем пословица: «На Бога надейся, а сам не плошай». Разумеется, не в том смысле, что Бог Богом, а мы должны делать свои земные дела. А в том, что Бог ждет от нас искренних и серьезных усилий в исполнении Его благой воли.
Мы чувствуем себя бессильными перед огромным несчастьем мира. Так же, наверное, чувствовали себя апостолы, когда Христос повелел им накормить многотысячную толпу пятью хлебами и двумя рыбами. Но Бог показывает нам: если люди хотят поделиться с другими тем, что нужно им самим (или хотя бы своими излишками), Он сделает остальное и чудесно умножит наши скромные дары. Бог всегда и сегодня, и вовеки Тот же. В Ветхом Завете и тем более в Новом, где Он умирает на Кресте за нас, чтобы мы были всегда живыми. Кто изнемогает от отчаяния, пусть молит Бога о даре понять самое простое и самое существенное. Может быть, и ему, подобно пророку Илии, дано будет убедиться, как действует Бог, когда человек (вспомните вдову в Сарепте Сидонской) готов отдать все, что у него есть, Богу и другому человеку.
В чем грех хулы против Духа Святого, который, по слову Христа, не прощается ни в этом веке, ни в будущем? И что такое грех к смерти, о котором говорит апостол Иоанн Богослов: «Если кто видит брата своего согрешающего грехом не к смерти, то пусть молится, и Бог даст ему жизнь, то есть согрешающему грехом не к смерти. Есть грех к смерти: не о том говорю, чтобы он молился» (1 Ин. 5, 16)? Где же ничем непобедимое, бесконечное милосердие Божие?
К.А.Федченко, г. Вологда
Христос отвергается прежде всего теми, кто совершает грех против Духа Святого. Объяснение этого греха просто: отказ от очевидности света Христова, отказ от Его любви.
В Евангелии от Марка, когда Христос говорит об этом грехе, Он обращается к книжникам, стоящим перед Ним и отвергающим Его. В чем же вина этих книжников? У них безумная дерзость называть нечистым и бесовским духом дух, вдохновляемый Духом Божественной любви. Их грех заключается в том, что они из-за гордости не признают любовь Бога, явленную во всех делах и чудесах Христа.
Обратим внимание, что Христос настаивает здесь именно на бесконечном милосердии Божием, готовом простить людям все множество их грехов. «Истинно говорю вам: будут прощены сынам человеческим все грехи и хуления, какими бы ни хулили», — уточняет Господь (Мк. 3, 28—29). Но Бог оказывается со связанными руками, когда человек, свободное творение, отказывается от прощения, щедро предлагаемого ему. Это относится к каждому из нас, у кого есть тяжкий грех и кто, может быть, не верит, что Бог способен при нашем искреннем покаянии простить нам самые худшие преступления. Вот почему святые отцы говорят, что в унынии — тьма всех грехов вместе взятых и что нет греха непрощенного, кроме греха нераскаянного. Есть один только непрощаемый грех — отказ принять Божие прощение. Этим грехом болен сам диавол. И потому всякий нераскаянный грех, каким бы незначительным он нам ни казался, — к смерти.
Протоиерей Александр Шаргунов
1 февраля 2015 года
Добавить комментарий