Решительный выбор
Христос воскресе!
Сегодняшнее Евангелие поистине совершает переворот всех ценностей и исключает всякую их относительность. Современный мир, если он еще совсем не утратил веру в Бога, пребывает в спокойной уверенности, что каждый свободен по своему вкусу выбирать путь к Богу или искать такое божество, которое помогало бы ему исключительно в решении земных проблем. Потому так важно для нас услышать решительность благовестия Христова.
«Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах» (Ин. 3, 13). Слово Христово предельно ясно: «никто не восходил на небо», иными словами «никто не знает Отца, кроме Сына», сшедшего с небес, чтобы мы узнали Его. Бог решительно — вне нашей досягаемости, и все аскетические подвиги не могут ничего. Никакие усилия, никакая духовная «техника» не даст преодолеть бездну, отделяющую Творца от творения, каковым мы являемся. Точно также состояние «измененного сознания» столь востребованное в наши дни, весь «мистический опыт» других религий не имеет ничего общего с христианской духовностью.
«Бога не видел никто никогда, — утверждает победно Евангелие от Иоанна среди Пасхи. — Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» (Ин. 1, 18). Спасение, то есть осуществление всей нашей личности в общении с Богом, не может быть никогда плодом нашей победы. Это только дар, и сие не от нас. В этом заключается наша вера. Господь приносит нам эту невероятную благодать в Своем Сыне Иисусе Христе, восстанавливающего нас в Новом Завете с Собой и предлагающего нам быть причастниками Его Божественного сыновства.
Слово Божие направляет наш взор туда, где совершается это таинственное переливание крови — передача нам новой жизни: «Подобает быть вознесенным Сыну Человеческому, чтобы всякий верующий в Него получил жизнь вечную». Чтобы мы могли жить Божественной жизнью, надо было, чтобы Превечное Слово восприняло плоть нашей плоти, взошло на Крест и привело нас с Собой, когда Отец Небесный поставит Его одесную Своего престола. Единородный Сын сочетается с нашим человеческим естеством, умерщвленным грехом, Он сплетается в схватке с нашей смертью, чтобы Отец Небесный наполнил ее жизнью и усыновил нас Себе. Исключительно этим новым рождением, воспринятым верой, можем мы познать Бога. «Истинно, истинно говорю вам, никто не может увидеть Царство Божие, если не родится свыше». Речь не идет о том, чтобы уничижить духовные усилия человечества до прихода Христа в мир, они — уготовление к принятию Откровения. Но вся религиозная мудрость, собранная веками, должна умолкнуть, когда Бог говорит с нами Своим Словом. «Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, в последние дни сии говорил нам в Сыне, Которого поставил наследником всего, чрез Которого и веки сотворил» (Евр. 1, 1—2).
Слово истины, исходящее от Отца, не делает нас более «учеными» в познании Бога, но Бог возрождает нас в истине, осуществляя превечный замысел о роде человеческом. Он усыновляет нас приобщением Сыну Единородному в Святом Духе и вводит нас в тайну трижды Святого Бога и Его превечной любви к нам. «Ты — учитель Израиля, и этого ли не знаешь?» Подлинный учитель — не тот, кто «знает» много о Боге, но тот, кто рожден от Бога: «Должно вам родиться свыше». Он не говорит то, что слышал от других людей, но то, что Бог открыл в Духе Святом верующим в Его Сына. «И от полноты Его все мы приняли и благодать на благодать, ибо закон дан чрез Моисея; благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа», — слышим мы посреди Пасхи (Ин. 1, 16—17).
Как паруса корабля напрягаются под действием ветра, и плывущие не знают с точностью, откуда он приходит и куда уходит, так бывает со всеми, кто родился от дыхания Духа. Своей жизнью они свидетельствуют о вхождении в этот мир, где царствуют ненависть и жестокость, нового мира правды и мира, где любовь — высшая ценность.
Пусть в пасхальные дни откроется в нас сила благодати, которой мы запечатлены со дня крещения, и пусть она принесет свой плод. Как первые христиане, у которых было «одно сердце и одна душа», и они «с великой силой свидетельствовали о воскресении Господа Иисуса Христа» (Деян. 4, 32—33), принесем в мир это свидетельство и мы.
Посреди суперсовременной и постмодернистской культуры, ниспадающей в идолопоклонническое язычество, вознесем высоко славное знамя Креста Сына Человеческого, чтобы всякий верующий в Него обрел благодать новой пасхальной жизни.
Протоиерей Александр Шаргунов
Добавить комментарий