Решительный выбор

Христос воскресе!

Сегодняшнее Евангелие поистине совершает переворот всех ценностей и исключает всякую их относительность. Современный мир, если он еще совсем не утратил веру в Бога, пребывает в спокойной уверенности, что каждый свободен по своему вкусу выбирать путь к Богу или искать такое божество, которое помогало бы ему исключительно в решении земных проблем. Потому так важно для нас услышать решительность благовестия Христова.

«Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах» (Ин. 3, 13). Слово Христово предельно ясно: «никто не восходил на небо», иными словами «никто не знает Отца, кроме Сына», сшедшего с небес, чтобы мы узнали Его. Бог решительно — вне нашей досягаемости, и все аскетические подвиги не могут ничего. Никакие усилия, никакая духовная «техника» не даст преодолеть бездну, отделяющую Творца от творения, каковым мы являемся. Точно также состояние «измененного сознания» столь востребованное в наши дни, весь «мистический опыт» других религий не имеет ничего общего с христианской духовностью.

«Бога не видел никто никогда, — утверждает победно Евангелие от Иоанна среди Пасхи. — Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» (Ин. 1, 18). Спасение, то есть осуществление всей нашей личности в общении с Богом, не может быть никогда плодом нашей победы. Это только дар, и сие не от нас. В этом заключается наша вера. Господь приносит нам эту невероятную благодать в Своем Сыне Иисусе Христе, восстанавливающего нас в Новом Завете с Собой и предлагающего нам быть причастниками Его Божественного сыновства.

Слово Божие направляет наш взор туда, где совершается это таинственное переливание крови — передача нам новой жизни: «Подобает быть вознесенным Сыну Человеческому, чтобы всякий верующий в Него получил жизнь вечную». Чтобы мы могли жить Божественной жизнью, надо было, чтобы Превечное Слово восприняло плоть нашей плоти, взошло на Крест и привело нас с Собой, когда Отец Небесный поставит Его одесную Своего престола. Единородный Сын сочетается с нашим человеческим естеством, умерщвленным грехом, Он сплетается в схватке с нашей смертью, чтобы Отец Небесный наполнил ее жизнью и усыновил нас Себе. Исключительно этим новым рождением, воспринятым верой, можем мы познать Бога. «Истинно, истинно говорю вам, никто не может увидеть Царство Божие, если не родится свыше». Речь не идет о том, чтобы уничижить духовные усилия человечества до прихода Христа в мир, они — уготовление к принятию Откровения. Но вся религиозная мудрость, собранная веками, должна умолкнуть, когда Бог говорит с нами Своим Словом. «Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, в последние дни сии говорил нам в Сыне, Которого поставил наследником всего, чрез Которого и веки сотворил» (Евр. 1, 1—2).

Слово истины, исходящее от Отца, не делает нас более «учеными» в познании Бога, но Бог возрождает нас в истине, осуществляя превечный замысел о роде человеческом. Он усыновляет нас приобщением Сыну Единородному в Святом Духе и вводит нас в тайну трижды Святого Бога и Его превечной любви к нам. «Ты — учитель Израиля, и этого ли не знаешь?» Подлинный учитель — не тот, кто «знает» много о Боге, но тот, кто рожден от Бога: «Должно вам родиться свыше». Он не говорит то, что слышал от других людей, но то, что Бог открыл в Духе Святом верующим в Его Сына. «И от полноты Его все мы приняли и благодать на благодать, ибо закон дан чрез Моисея; благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа», — слышим мы посреди Пасхи (Ин. 1, 16—17).

Как паруса корабля напрягаются под действием ветра, и плывущие не знают с точностью, откуда он приходит и куда уходит, так бывает со всеми, кто родился от дыхания Духа. Своей жизнью они свидетельствуют о вхождении в этот мир, где царствуют ненависть и жестокость, нового мира правды и мира, где любовь — высшая ценность.

Пусть в пасхальные дни откроется в нас сила благодати, которой мы запечатлены со дня крещения, и пусть она принесет свой плод. Как первые христиане, у которых было «одно сердце и одна душа», и они «с великой силой свидетельствовали о воскресении Господа Иисуса Христа» (Деян. 4, 32—33), принесем в мир это свидетельство и мы.

Посреди суперсовременной и постмодернистской культуры, ниспадающей в идолопоклонническое язычество, вознесем высоко славное знамя Креста Сына Человеческого, чтобы всякий верующий в Него обрел благодать новой пасхальной жизни.

Протоиерей Александр Шаргунов

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.