Посередине между Пасхой и Пятидесятницей
Слово в праздник Преполовения Пятидесятницы
Сегодня праздник Преполовения Пятидесятницы. Мы стоим в середине между Пасхой и Пятидесятницей. Велика радость Пасхи, и Господь утешает нас обещанием еще большей радости в день Сошествия Святого Духа, когда откроется нам тайна нашего Бога, Пресвятой Троицы. Как говорят святые отцы, любящий Бога никогда не отлучен от праздника. Праздник его любви к Богу и к человеку есть пасхальное «торжество из торжеств», «благодать на благодать», Воскресение Христово и Пятидесятница.
Мы слышим в этот день проповедь Господа в храме. «В половине праздника вошел Иисус в храм и учил». Он учит в храме, чтобы посрамить Своих гонителей. Он показывает, что не боится их. Их обязанностью было учить народ в храме. Но они учили его учениям и заповедям человеческим, и потому Господь входит в Храм и учит народ. «Как Он знает Писания, не учившись?» Наш Господь не учился в пророческих школах или у ног раввинов. Он не мерою принял Духа. И не имел нужды в поучении человеками и через человека. Разумеется, служители Христовы должны трудиться, чтобы обретать знания обычным путем. Но при этом помнить, что без просвещения свыше их слово может оказаться медью звенящей или кимвалом бряцающим.
Как узнать, истинно ли учение Христово? Кто исполнился решимости жить по заповедям Христовым, «тот узнает о сем учении, от Бога ли оно». Другого способа войти в свет Божественной благодати не существует. Христос — Божественный Учитель — не от Себя говорит. «Чем отличается человек совершенный от всех прочих людей?» — спрашивает преподобный Силуан Афонский. И отвечает: «Тем, что он ничего не говорит от себя». Кто от Бога говорит, говорит ради Бога, ради славы Божией. Лжеучители ищут славы себе, их ложь и их неправедность проявляется по отношению к Богу, имя Которого Они употребляют во зло, и — по отношению к человеческим душам, которые они обманывают.
И мы видим вопиющее лицемерие и злобу тех, кто славился постоянным нарушением Закона, когда они обвиняют Господа в преступлении исцеления в субботу. Они хвалятся Законом, изображают ревность по нему, но никто из них не исполняет Закона. И при этом они ищут убить Христа, якобы за нарушение Закона. Народ, слушая это, заступается за своих правителей и поносит Христа: «Не бес ли в Тебе? Кто ищет убить Тебя?» После этого мы не должны удивляться, когда достойнейших людей поносит толпа. И те, кто Христовы, должны учиться у Господа не мщению, а кротости и терпению. «Не судите по наружности, — говорит Господь, — но судите судом праведным». Те, кто являет себя праведными перед людьми, могут оказаться не таковыми в очах Божиих. Не по положению и не по званию должны мы судить человека, а по верности его правде Божией, по дарам благодати Божией, действующей в нем. И мы видим, как переменчива толпа. Народ знает, сколь враждебно настроены иудейские власти против Христа. И теперь недоумевает, почему Ему позволено явно учить в храме. Может быть, Он, действительно, Мессия? И начальники удостоверились, что Он подлинно Христос? «Но мы знаем, откуда Он пришел, — рассуждают они, — Его дом — в Назарете, все знают Его родителей и родных. Нет ничего таинственного в Его родословной. А Мессия должен появиться внезапно и таинственно, и никто не будет знать, откуда Он». Людям свойственно искать Бога только в том, что чудесно и необычно. Они ни за что не хотят поверить, что Бог может присутствовать в обыденном. А в христианстве все обстоит иначе. Если бы Бог был только в необычном, Он редко бы был с нами. В то время как пребывая в обыденном, Он — с нами всегда.
«Тогда Иисус возгласил в храме, уча и говоря: и знаете Меня, и знаете, откуда Я; и Я пришел не Сам от Себя, но истинен Пославший Меня, Которого вы не знаете. Я знаю Его, потому что Я от Него, и Он послал Меня». Ответ Господа не может не потрясти народ и его духовных вождей. Правда, что они знают, кто Он и откуда. Но также правда, что Он пришел от Бога. И Господь говорит им, что они не знают Бога, а Он знает Его. Он — Единственный, Кто знает Бога. Только у Него одного — единственные отношения с Богом. И эти слова Спасителя оказываются решающими в Его жизни. До сих пор иудейские власти смотрели на Него как на дерзкого нарушителя субботы, а теперь они могут обвинить Его в самом высшем грехе — в богохульстве. Они видят, что Он говорит об Израиле и о Боге, как никто из людей не имеет права говорить. Самое поразительное во всем этом — то, что каждый из нас поставлен именно перед таким выбором. Если ложь то, что Христос говорит о Себе, Он виновен в богохульстве, на какое не осмеливался никто и никогда. Но если это истина, Он есть не кто иной как Сам Бог. Жизнь дается каждому человеку только для того, чтобы он мог сделать этот выбор.
Протоиерей Александр Шаргунов
Добавить комментарий