Новое творение человека
Слово в день Пресвятой Троицы
Все совершил Господь наш Иисус Христос Своим Воплощением, Крестной смертью, Воскресением и Божественным Вознесением для нашего спасения. И дуновение Духа Святого Своим ученикам в первый вечер Воскресения было залогом Пятидесятницы — дня, когда в знамении огненных языков сошел Святой Дух на апостолов и, проникнув все их человеческое естество благоволением Отца, искуплением Сына, соделал их причастниками Божественного естества. Это произошло в тот самый день Пятидесятницы, когда в Ветхом Завете на Синайской горе был дан закон — десять заповедей. В тот самый день был дан новый закон жизни, свободы, сыноположения, любви. И не на одних апостолов, и не ради них только, сошел Дух Святой, а через апостолов — на всех, и ради всех нас.
Это не просто чудо, прославляющее Церковь Божию, — это событие, которое имеет самое непосредственное отношение к делу спасения каждого из нас. Торжество, которое мы празднуем, — не просто воспоминание прошедшего, а продолжение того самого дня. Это есть продолжающееся нисхождение Духа Святого, Который непрестанно «дышит, где хочет». Подобно тому как в начале творения Отец сотворил все через Сына Духом Святым, так и сегодня — воссоздание, новотворение всех нас совершается через Сына тем же Духом Святым.
Велико и непостижимо имя Пресвятой Троицы. Им создан, и этим именем утверждается как на основании весь мир, земной и небесный, видимый и невидимый. Этим именем мы запечатлены в таинстве святого крещения, в животворящем миропомазании. И огненный язык, сшедший с небес, есть в глубинах сердца каждого из нас и хочет обновить наше естество, готовое почернеть от грехов. Мир не принимает этого дара Божия. Для него это, как и Крест Христов, «безумие и соблазн». Более того, сегодня мир отвергает и Ветхозаветную Пятидесятницу — тот закон нравственного естества, совести и стыда, который ставит последний предел распаду человека. Но хуже всего то, что многие из именующих себя христианами считают это событие настолько странным, что если и не отвергают его, то относят только к другим людям и временам — древним или, по крайней мере, вчерашним. Не по той ли самой причине эти люди оказываются слепыми к тому злу, которое не вчера, а сегодня угрожает духовному и физическому существованию человечества? И может быть, уже скоро вопрос Христов: «Сын Человеческий, придя на землю, найдет ли веру на земле?» — приблизится к разрешению. Разве не видим мы явные признаки этого в теплохладности многих и равнодушии к высшему добру и к самым страшным проявлениям зла.
Сегодня Дух Святой напоминает нам, что случилось с миром, когда Бог сказал: «Не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым в сих человецех, потому что они плоть». После этих слов не только беззаконный род человеческий, но и вся тварь, которая подчинилась суете невольно, погибла от волн великого потопа. Еще раз будет такое прещение, еще раз скажет Господь: «Не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым в сих человецех, потому что они плоть», и наступит огненный потоп Последнего Суда. Но до тех пор, пока Господь милосердием Своим хранит наше бытие и хранит нашу Церковь, мы не сомневаемся, что Дух Святой пребывает в мире. Мы знаем: что бы ни происходило с нашей Церковью, и вне, и внутри нее, — Церковь наша благодатна. И подобно тому как Дух Святой при творении первого мира «носился верху воды», так Он носится и ныне при продолжающемся возрождении человека над бездной нашего распадающегося естества, оживотворяя его благодатью Своею.
Дай Господь нам воспринять этот дар, чтобы мы оказались способными предать себя всесильному всемилосердному действию Божию, принести не только поступки, но наши желания и мысли Господу, проникающему в глубины сердец наших. Чтобы мы могли воззвать из глубины отпадения нашего от Бога, чтобы Господь действительно пришел к нам и благодатью Своею, ходатайством Сына, любовью Отца освятил, обновил, просветил, укрепил и спас, Благий, души наши.
Протоиерей Александр Шаргунов
Добавить комментарий