Кто любит, тот не мягкотелый, не добренький
Слово в Неделю 13-ю по Пятидесятнице
Одна мысль невольно приходит в голову при чтении сегодняшнего Евангелия: наш Бог — не «добренький Боженька», не «добродушный» Бог. Почему? Потому что в последнее время многие усердно стараются создать некий образ Бога, который, в отличие от прошлого, как бы более соответствует современным понятиям, — Он более праведный, более прекрасный и более соответствующий, как им кажется, Писанию.
Образ Бога в прошлом — образ Бога всесильного, Который наводит страх, постоянно угрожает, поражает, наказывает и, наконец, посылает многих во ад. Новый образ противоположен этому. Он ставит перед нами Бога, Который есть Любовь. У Него добрый Лик, Он предельно сострадателен и расположен прощать семьдесят по семь и даже более! С таким Богом нет проблем: Он делает все плохое небывшим, всегда дает новый шанс и открывает для всех очень широкие врата Своего рая. С таким Богом разве может быть ад? Все должны быть довольны, никто не будет жаловаться, что образ бесконечно доброго Бога вытеснил образ Бога, имеющего праведное воздаяние.
В образе Бога-Любви мы воздаем подобающую Ему славу, отдавая отчет в том, что Он на самом деле есть. Здесь нет вопроса. Вопрос один — как, создавая образ Бога любви, не сделать из Него Существо без плоти и крови, и «без стержня», — то, что противоположно истинному Богу?
Поистине Бог есть любовь. Вот точное, все определяющее слово. Но о какой любви идет речь? Читая Евангелие о злых виноградарях, можно ясно видеть, что речь идет о любви предельно крепкой и предельно хрупкой. Как Господин виноградника любит Свой виноградник! Он любит его с самого начала его насаждения. Он все сделал для него. И все сделает еще. Чтобы защитить его от разорения, Он посылает Своих слуг и наконец Своего Сына.
Какая безмерная любовь! И в то же время какая требовательность по отношению к виноградарям! Он ждет, когда виноградник принесет свой плод. Он даже требует, чтобы это непременно произошло. Если виноградник не принесет плода, Он будет глубоко опечален, Его реакция будет сильной, но не с тем огнем, который исходит из жестокого сердца, а с тем, который невольно исходит из сердца любящего. Ибо кто любит, тот не мягкотелый, не добренький. Он целостный в своей любви и ревнивый. Ревнивый в том смысле, в каком ждут всего от любимых те, кто любит. Они ждут привязанности, верности, твердости в испытаниях. Оттого что они много отдают, они надеются много получить в ответ. Любовь безразличная, любовь, которая не настаивает ни на чем, не спешит дать любимому лучшее, что у нее есть, любовь, которая не ранена ни неверностью, ни отвержением любимого, — является ли такая любовь действительно любовью? Бог отвечает: нет!
Вот почему мы должны сегодня увидеть в этой притче Бога, сурово относящегося к Своему винограднику и особенно к тем, кому Он доверил ответственность за него. «Итак Я скажу вам, что сделаю с виноградником Моим: отниму у него ограду, и будет он опустошаем; разрушу стены его, и будет попираем» (Ис. 5, 5). И «когда придет хозяин виноградника, что сделает он с этими виноградарями? Говорят Ему: злодеев сих предаст злой смерти, а виноградник отдаст другим виноградарям, которые будут отдавать ему плоды во времена свои» (Мф. 21, 40—41).
Неужели Бог, Который есть любовь, поступит так? Да, и Его суд будет судом любви. И Бог любви поступит подобным образом с нами, если мы не принесем в нашей жизни ожидаемых Им плодов.
Протоиерей Александр Шаргунов
Добавить комментарий