Как мы участвуем в строительстве храма
Слово в день памяти пророка Божия Аггея
Рождественским постом мы призываемся быть особо внимательными к памяти ветхозаветных пророков, потому что из глубины веков они возвещают нам о Пришествии Христовом, о Его Рождестве. Пророк Аггей жил за 500 лет до Рождества Христова — в то время, когда богоизбранный народ вернулся из Вавилонского плена, длившегося семьдесят лет. В своем кратком пророчестве он возвещает нам о событиях, которые не только обращены к тайне Рождества Христова, но и связаны с тем, что происходит сегодня с Церковью, ожидающей Его Второго Пришествия.
Судьба Израиля во многих отношениях очень похожа на судьбу России, поскольку и русский народ, по слову святого праведного Иоанна Кронштадтского, был богоизбранным народом, то есть хранителем единой спасающей, неповрежденной православной веры, и явился, подобно израильскому народу, отступником от нее.
Пророк Аггей обличает народ израильский: «Народ сей говорит: «не пришло еще время, не время строить дом Господень»… А вам самим, — говорит Господь, — время жить в домах ваших украшенных, тогда как дом сей в запустении?» Потому так говорит Господь: «Вы сеете много, а собираете мало; едите, но не в сытость; пьете, но не напиваетесь; одеваетесь, а не согреваетесь; зарабатывающий плату зарабатывает ее для дырявого кошелька». Господь призывает народ через пророка Аггея одуматься, увидеть, что он должен положить в основание строительства новой жизни. «Взойдите на гору, — говорит он, — и носите дерева, и стройте храм».
И когда завершается воссоздание Иерусалимского храма вместо прежнего, разрушенного, то пророк обращается к народу: «Кто остался между вами, который видел этот дом в прежней его славе, и каким видите вы его теперь? Не есть ли он в глазах ваших как бы ничто?» И вот слово Господне: «Еще раз… Я потрясу небо и землю, море и сушу, и потрясу все народы, и придет Желаемый всеми народами, и наполню дом сей славою… Слава сего последнего храма будет больше, нежели прежнего».
Это пророчество исполнилось, когда явился Господь Иисус Христос в Иерусалимском храме. Сам Бог, Творец мира, пришел в этот храм и проповедовал в нем. Что могло сравниться с тем, что было дано ранее этому народу и всему роду человеческому? Но мы знаем, что и этот Иерусалимский храм был разрушен. Причем Господь говорит в Евангелии о разрушении этого храма, одновременно пророчествуя о кончине мира. Один план как бы накладывается на другой, и одна тайна связана с другой тайной. Слава этого храма явилась больше, чем слава первого храма, потому что в него пришел Сам Бог, но и этот храм был разрушен, потому что народ израильский, живший ожиданием Мессии, отверг своего Спасителя.
«Мерзость запустения» явилась и в этом храме, хотя ученики Господа изумляются его красоте: «Учитель! посмотри, какие камни и какие здания!» Господь отвечает им: «Все это будет разрушено, так что не останется здесь камня на камне». И потом выносит приговор Израилю: «Се, оставляется вам дом ваш пуст». С одной стороны, слава сего последнего храма больше славы прежнего, с другой стороны — дом сей оставляется пуст.
Обратимся к судьбе России, к тому, что совершается сегодня в мире. Пророк Аггей говорит, что человеческое нечестие обладает таким свойством, что оно своей нечистотой делает нечистым то, к чему прикасается. И все, приносимое в храм, делается нечистым, оттого что люди не живут так, как открывает им Господь.
Мы видим, как сейчас на месте прежде разрушенных возводятся у нас новые храмы и, конечно, многие нынешние храмы по сравнению с тем, что было, «как бы ничто», говоря словами пророка Аггея. И мы знаем также, что слава этих храмов будет больше прежних, потому что Господь откроется, и открывается здесь уже во Втором и славном Своем Пришествии, когда Он придет судить всему миру. Но одновременно мы знаем, что «тайна беззакония» раскрывается и внутри самой Церкви, когда, по словам святителя Феофана Затворника, остается только «внешняя видимость», а внутри — полная пустота.
Мы готовимся к встрече Рождества Христова. В мире, где беззаконие все более хочет утвердить себя нормой жизни и приход «человека беззакония» делается все ощутимее для нас, будем молитвенно размышлять о пророчестве святого Аггея. В какой храм мы входим? Как мы участвуем в строительстве дома Божия — того дома Господня, в котором мы призваны быть не только как в вещественном храме здесь, на земле, но и в вечности?
Протоиерей Александр Шаргунов
Добавить комментарий