Как исполняются пророчества

Слово в день памяти пророка Аггея

Пророк Аггей жил за пятьсот лет до Рождества Христова — в период, когда богоизбранный народ вернулся из вавилонского плена, длившегося семьдесят лет. В своем кратком пророчестве он говорит нам о событиях, которые не только устремлены к тайне Рождества Христова, но и связаны с тем, что происходит сегодня с Церковью, ожидающей Второго Пришествия Господня.

Судьба Израиля во многих отношениях очень похожа на судьбу России, поскольку и русский народ, по слову святого праведного Иоанна Кронштадтского, был богоизбранным народом, то есть хранителем единой спасающей, непорочной, неповрежденной православной веры, и явился, подобно израильскому народу, отступником от нее.

В своем слове пророк Аггей обращается к народу израильскому, вернувшемуся из Вавилонского плена: «Народ сей говорит: «не пришло еще время, не время строить дом Господень»». «А вам самим, — говорит Господь, — время жить в домах ваших украшенных, тогда как дом сей в запустении?» Потому так говорит Господь: «Вы сеете много, а собираете мало; едите, но не в сытость; пьете, но не напиваетесь; одеваетесь, а не согреваетесь; зарабатывающий плату зарабатывает ее для дырявого кошелька». Через пророка Аггея Господь призывает людей одуматься, увидеть, где основание жизни, к какому созиданию они призваны. «Взойдите на гору, — призывает он, — и носите дерева, и стройте храм».

И когда завершается строительство Иерусалимского храма вместо прежнего, разрушенного при вавилонском нашествии, пророк восклицает: «Кто остался между вами, который видел этот дом в прежней его славе, и каким видите вы его теперь? Не есть ли он в глазах ваших как бы ничто?» И говорит Господь: «Еще раз… Я потрясу небо и землю, море и сушу, и потрясу все народы, и придет Желаемый всеми народами, и наполню дом сей славою… Слава сего последнего храма будет больше, нежели прежнего».

Это пророчество исполнилось, когда явился Господь в Иерусалимском храме. Сам Бог, Творец мира, пришел в этот храм и проповедовал в нем. Что могло сравниться с тем, что было дано этому народу и всему роду человеческому? Однако мы знаем, что и этот Иерусалимский храм был разрушен. Причем Господь говорит в Евангелии о разрушении этого храма, одновременно пророчествуя о кончине мира, когда один план как бы накладывается на другой, и одна тайна связана с другой тайной. Слава этого храма явилась больше, чем слава первого храма, потому что в него пришел Сам Бог, но и этот храм был разрушен, потому что народ израильский, живший ожиданием Мессии, не принял Его, отверг своего Спасителя.

«Мерзость запустения» явилась и на этом храме, хотя ученики Господни были потрясены его красотой. «Учитель, посмотри, какие камни!» — говорят они Ему. А Господь отвечает: «Придет время, когда не останется здесь камня на камне». И выносит приговор всему Израилю: «Се, оставляется вам дом ваш пуст». С одной стороны, слава сего последнего храма больше славы прежнего, с другой стороны — дом сей оставляется пуст.

Обратимся к судьбе нашей России. Пророк Аггей говорит, что человеческое нечестие обладает таким свойством, что оно своей нечистотой делает нечистым то, к чему прикасается. И что все, приносимое в храм, делается нечистым, оттого что люди не живут так, как открывает им Господь. Сейчас на месте прежде разрушенных возводятся новые храмы, и, конечно, многие нынешние храмы по сравнению с тем, что было, «как бы ничто», говоря словами пророка Аггея. Но мы знаем, что слава этих храмов будет больше прежних, потому что Господь откроется и открывается здесь уже во Втором и славном Своем Пришествии, когда Он придет судить всему миру. И одновременно мы знаем, что «тайна беззакония» раскрывается и внутри самой Церкви, когда, по слову святителя Феофана Затворника, остается только внешняя видимость, а внутри — полная пустота.

Готовясь к встрече Рождества Христова, будем молитвенно размышлять, в какой храм мы входим, как мы участвуем в строительстве дома Божия — того дома, в котором мы призваны быть не только как в вещественном храме здесь, на земле, но и в вечности.

Протоиерей Александр Шаргунов

Добавить комментарий

%d такие блоггеры, как: