Христианин — это человек Евхаристии
Слово на литургии в Великий Четверг
Святые отцы говорят, что участвовать в Евхаристии значит стать самому Евхаристией — хвалой и благодарением Бога за этот дар. Нет сомнения, что на Тайной Вечери Христос принес благодарение Богу за чудо, именуемое манной, щедро дарованное иудеям в пустыне. Значение этого чуда было прежде всего в том, что оно прообразовало Евхаристию, которая будет питать в течение всех веков народ Божий.
За каждой литургией Христос совершает чудо бесконечно более великое: Он приходит к нам под видом хлеба и вина. Реально. Таинственно. Лично. Это воскресший Христос, Который приходит к нам, чтобы мы стали причастниками великой хвалы, исходящей из Его уст к Отцу в лоне Пресвятой Троицы. Дивно думать, что и мы можем присоединиться к молитве Христовой. Истинной, великой молитве. Потому что литургия — это также момент, когда Христос приходит, чтобы соединить бедную хвалу тех, кого Он называет Своими братьями, нас, людей, чтобы возвести ее на Божественную высоту. Все совершается Им, с Ним и в Нем, и Церковь поет: «Твоя от Твоих Тебе приносяще о всех и за вся». Мы можем воздать Богу подобающую Ему честь и славу. Христианин — это человек Евхаристии. Но жить духом Евхаристии не значит только петь за литургией. Это значит стремиться к тому, чтобы вся наша жизнь стала Евхаристией, постоянным благодарением за все, что нам дано от Бога.
Благодарением за жизнь, за воздух, которым мы дышим, за солнце, за хлеб, который дается нам каждый день. Но прежде всего — за мир в глубине нашего сердца, за повторяющееся прощение Господа, за Его присутствие в нас в каждом новом причастии. Благодарением за все, что Он нам дает через тех, кто нас окружает. За все скорби и радости. Только человек, знающий тайну Евхаристии, тайну благодарения, может стать пением мира и его сияющей радостью. «Тако да просветится свет ваш пред человеки», — говорит Господь. И апостол Павел призывает: «Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите» (1 Фес. 5, 16—18). Мы должны стать этим благодарением, потому что в вечности мы будем благодарить Бога за все пути, которые Он нам дал на земле.
Святые отцы говорят, что Евхаристия — самое великое таинство из семи, потому что другие дают нам помощь Христову, а Евхаристия дает нам Самого Христа Спасителя, распятого и воскресшего. Сознаем ли мы, что принимая это Тело Христа Бога, за нас ломимое, мы нередко отвечаем Ему неблагодарностью? Нет ли среди нас тех, кто причащается по привычке, кто рассеянно вместе со всеми идет в очереди к Святой Трапезе? Почему столько серости в жизни, столько уныния в глазах тех, кто постоянно приобщается Божественной жизни? Разве такой должна быть встреча любви? Тем более, когда речь идет о любви, отдающей себя до смерти. Причащаться за литургией — не значит только материально принимать Тело Христово, это значит стать, как Он, хлебом ломимым ради спасения других. Всякий раз, когда мы причащаемся, Господь зовет нас следовать тем же, что и Он, путем, который ведет ко Кресту и Воскресению.
Говоря о Евхаристии, мы все время цитируем святых. Потому что они были причастниками тех же Христовых Тайн, что и мы. И потому они святые, что приступали к ним поистине со страхом Божиим и верою, и любовью. Святитель Игнатий Богоносец, восходя к мученической смерти, свидетельствовал, что значит быть причастником великого Таинства: «Я говорю всем, что хочу умереть для Бога. Я пшеница Божия, которая будет смолота зубами зверей, чтобы во мне узнали чистейший хлеб Христов». «Нет ничего чудеснее чуда Евхаристии», — говорит литургийный чудотворец святой праведный Иоанн Кронштадтский. «Если бы узнали, что такое причастие, то умерли бы», — восклицает преподобный Пафнутий Боровский. А преподобный Силуан Афонский добавляет: «Если бы узнали, что такое причастие, то стали бы живыми». Каждый священник, когда касается его благодать, а значит и каждый мирянин, потому что он причащается тех же самых Христовых Тайн, может свидетельствовать: я держу в своих руках Тело Христово, как Божия Матерь держала Его в Рождество; я держу Тело Христово, как восхищенный Духом святой праведный Симеон; я касаюсь Тела Христова, как евангельская кровоточивая; я изливаю благоухание своего покаяния и благодарности на Его Тело, как Мария Магдалина; я принимаю Его у себя, как Закхей; я несу Его на своих руках, как Иосиф Аримафейский после снятия Его с Креста на Голгофе.
Протоиерей Александр Шаргунов
Добавить комментарий