Призвание человека
Слово на Рождество Пресвятой Богородицы
Праздник Рождества Божией Матери — первый из двунадесятых праздников после церковного новолетия. Чтобы постигнуть его величие, надо каждый день обращать свой взор к Богу, слушать слова, которые Он говорит нам, и слушаться этих слов. Надо прежде всего молиться, как Сам Господь учит нас, и как Он столько раз повторяет: «Просите, и дастся вам». Это твердое обещание, что мы будем услышаны. И тот, кто каждый день говорит от всего сердца: «Да будет воля Твоя», узнает, как совершается Промысл Божий, и как верен Бог Своему возлюбленному творению. Бог не оставляет нас сиротами. Не напрасно Дух Святой в веках говорил на человеческом языке устами пророков, возвещая о грядущем спасении. И ныне Он наставляет на всякую истину основанную Им Церковь и дарует ей утешение. Ныне начало исполнения всех обетований. Рождается Та, через Которую Слово станет плотию. Господь знает, что мы люди, с нашими немощами, и приходит на помощь нашему человечеству поистине Божественным путем. Сам воспринимает от Родившейся сегодня — Свое человеческое рождение.
В течение всего богослужебного года нам надо неотступно следовать за тем, что предлагает Церковь. Может быть, кому-то из нас это покажется слишком трудным. Ведь это означало бы переворот всей нашей жизни, внешней и внутренней. Но как раз это и нужно! Мы должны дать в своей жизни место для Бога, чтобы Он мог преобразить нашу жизнь в Свою жизнь. Мы думаем, что живем здесь полной жизнью. Но Христос говорит: «Я пришел, чтобы имели жизнь, и имели с избытком» (Ин. 10, 10). Только изо дня в день приобщаясь Ему, можем мы преодолеть наше маловерие и уныние. Узнать, для чего родились мы на свет и в чем наше призвание.
В конце концов, вопрос не в том, будем ли мы жить после смерти, но прежде всего — являемся ли мы живыми сейчас. Потому что поистине смысл нашей жизни и призыв Евангелия — победить смерть, которая делает нас придатком нашего биологического существования. Того, что является простым результатом физико-химических и органических процессов. В биологическом плане наше существование не отличается с очевидностью от существования животных. Как таковые мы не существуем. Если все определяется в нас этим, мы уже мертвы. Потому что нет никаких оснований продолжать это биологическое существование. Почему наша биология должна быть более священной, чем биология какой-нибудь морской свинки? Совершенно ясно, что бессмертие не имеет никакого смысла, если вечная жизнь отсутствует в нашей сегодняшней жизни. Быть вне вечной жизни или быть мертвым — это одно и то же. Дать одной физиологии определять нашу жизнь или быть мертвым — это одно и то же.
Вот почему большинство людей уже мертвы. Потому что они не побеждают смерть, потому что они предают себя слепым силам, действующим в мире. Они мертвы, потому что они не знают призвания человека, потому что они не имеют доступа к свету Христову. Они мертвы, потому что они не имеют общения с источником жизни. Подлинное ничто для человека — отсутствие этого человеческого измерения, которое составляет наше достоинство. Где отсутствует человеческое измерение, там для человека наступает небытие. И наоборот, там, где жизнь проистекает из своего источника, где она становится общением любви, где она торжествует над всеми слепыми силами, которые делают нас просто частью вселенной, — эта жизнь становится вечной. Она становится центром, к которому устремлена вся история человечества, и из которого она исходит.
Как прекрасно сказал поэт, в каждом взгляде вновь рождающегося ребенка — рождение новой вселенной. По крайней мере, здесь присутствует возможность рождения еще неизвестного мира, который в этом взгляде открывается по-новому. И который в этом сердце может стать новым приношением Богу. Это своего рода прикосновение к невидимому свету. Жизнь вновь обретает значение. Мир перестает быть безликим. Он становится проницаем для духа. Он — книга, в которой святые читали тайны Пресвятой Троицы. Он перестает быть внешним, он видится изнутри. И открывает Тот же Лик, что и Священное Писание.
Поэтому не надо спрашивать, почему мертвые не возвращаются. Это ничего не значит, потому что в мире духовном узнавание истины есть рождение. Столько небытия, столько отсутствия жизни в разговорах, которые занимают большую часть наших дней! Так что кажется невозможным, чтобы человеческое лицо открылось в этих словах, которые являются выражением нашей ограниченности и нашей удаленности от главного. А может быть, эти люди скрывают свое подлинное лицо, боятся открыться взгляду другого. Хотя иногда вдруг явится живое человеческое лицо. Как будто спадает маска, и все кажущееся исчезает. И мы видим разрывающую душу подлинность человека — среди горя, среди одиночества, среди мрака. Или среди света и красоты Богом сотворенного мира. И затем внезапно мы обнаруживаем в этом страдании или радости почти зримое Его присутствие. Из этой глубины и в этой глубине является нам, наконец, единственная жизнь нашей жизни.
Рождеством Божией Матери озаряет род человеческий первый луч света Христова. Здесь молитвы и праведность, здесь страдания и надежда всех веков прежде Ее рождения. И всех веков — по Ее Рождестве и по Рождестве Христовом. Речь идет о том, чтобы победить смерть. Жизнь вечная и красота человека должны открыться нам здесь и сейчас. Сегодня должна начаться вечная жизнь, сегодня мы призываемся победить смерть, которая присутствует в каждом нашем грехе. Благодатью наших праздников возвратить смысл всему, что происходит в жизни каждого из нас и во всей человеческой истории. Сегодня мы должны придать всему человеческое измерение, чтобы мир стал пригодным для жизни, достойным человека и достойным Бога. «Рождество Твое, Богородице Дево, радость возвести всей вселенней. Из Тебе бо возсия Солнце правды, Христос Бог наш, и, разрушив клятву, даде благословение и, упразднив смерть, дарова нам живот вечный».
Протоиерей Александр Шаргунов
Добавить комментарий