Как измерить глубины любви, не измерив глубин зла?
Слово в Неделю пред Воздвижением
Скоро Церковь снова поставит нас перед Крестом Христовым, чтобы укрепить нас. Чтобы мы не оглядывались назад, не роптали, не унывали, а научились любви Господней.
В Неделю перед Воздвижением мы слышим слово Христово, возвещающее нам тайну Креста: «Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах». Христос сошел с небес, чтобы возвестить нам истину Божию. Чтобы принести на землю ту любовь Божию к человеку, которая была явлена в Совете. И вознести нас на небо этой любовью. Он пребывал с людьми и умер за них, и возвратился к Своей славе. И эта слава теперь принадлежит всем, поклоняющимся Его Кресту.
Крест Христов открывает нам, что вся наша жизнь, земная и вечная, должна быть непрестанным благодарением Богу. Но как измерить глубины любви, не измерив глубин зла? Крестом Своим Христос входит во все потоки нашей грязи и крови. Зло, присутствующее на всяком месте и во всякое время в мире, сконцентрировалось в Великую Пятницу в час тьмы на Иерусалимской Голгофе.
Он взял на Себя все наше зло и стал грехом и клятвой за нас. Не это ли означало таинственное изображение медного змия в пустыне, о котором напоминает сегодня Христос? «Как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому». Люди Израиля устремлялись к непостижимой для них тайне спасения. Змей был вознесен, они смотрели на него, и их мысли обращались к Богу. И они получали исцеление силой Божией, доверяя Ему свою жизнь. Так было при явлении прообраза Креста Христова. Несравненно большее будет, когда откроется Сам Бог, сама распятая Божия любовь. Когда люди обратятся ко Христу и ко Кресту Его, и уверуют в Него, они обретут вечную жизнь.
Он жизнью и смертью Своей заплатил, чтобы уверить нас в этом. Никто не может называться христианином, пока не уверует в это. Он — Единородный Сын Божий и Слово Божие — един с Богом Отцом, и Он — Сын Человеческий — точно так же един с нами. До смерти, и смерти крестной.
Отныне Промысл Божий — Крест, и смысл жизни каждого из нас и всего рода человеческого заключается в том, чтобы войти в крестную радость Господа своего. Чем больше возносится змий, чем яростней неистовствует зло, которому попущено раскрыться до конца, тем ощутимей становится сила Креста Господня для верных.
В мире не существует двоевластия, и любящим Бога воистину все содействует во благо — вот о чем говорит нам Крест Христов. «Сего по определенному совету и предведению Божию преданного, вы взяли, и, пригвоздивши руками беззаконных, убили… чтобы сделать то, чему быть предопределила рука Твоя и совет Твой» (Деян. 2, 23; 4, 28).
Мы будем поклоняться Кресту Христову, чтобы во всем, что происходит сегодня с нами «через руки беззаконных», узнавать благословенную Руку, которая попустила быть этим испытаниям. Но так попустила, чтобы и самой коснуться их. Как Господь показывает апостолу Фоме на руках Своих раны от гвоздей и говорит: «Посмотри руки Мои и осяжи их рукою твоею. И не будь неверующим, но верующим».
И прежде явления Креста Своего в мире Господь вел избранных Своих к этой тайне. Так Иосиф Целомудренный говорит своим братьям, которые продали его, желая убить его: «Не вы меня послали сюда, а Бог, чтобы оставить вас на земле и сохранить вашу жизнь великим избавлением» (Быт. 45, 7). А когда они боялись его отмщения, он сказал им: «Вот, вы умышляли против меня зло; но Бог обратил это в добро, чтобы сделать то, что теперь есть: сохранить жизнь великому числу людей» (Быт. 50, 20).
Никто так не уязвляется злом как тот, кто хранит заповеди блаженства и любовь Христову. Но Господь отказывается от всякой защиты, кроме защиты Агнца. Так Он сражается за правду, которая называется милосердием, чтобы сохранить жизнь всем людям — вечную жизнь. Эта правда — самая воинственная из всех правд, самая требовательная. Противостоя всякому, даже малейшему злу, она совершает восхождение по лествице заповедей блаженств, пока не откроется ей Крест Христов.
Что есть милосердие, как не наше участие в тайне Креста перед лицом господствующего ныне в мире зла? Потому оно предполагает ненависть ко злу, бесконечно более сильную, чем та, которую могут вдохновить все наши земные правды.
Крест Христов открывает, что есть высота и широта, и глубина Божией любви. Мы все знаем слова Господа, обращенные к разбойнику благоразумному: «Днесь со Мною будешь в раю». И вот свидетельство — рассказ человека, недавно вышедшего из тюрьмы: «Услышав эти слова в храме, где я, кажется, оказался случайно, — говорит он, — я был сокрушен. Я не знаю, что произошло. Все во мне перевернулось. Я выбежал из храма и плакал как мальчишка. Впервые за всю свою жизнь я плакал. И я понял, что жизнь это совсем другое».
«Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судил мир, но чтобы мир спасен был через Него», — говорит нам Сам Господь. Чтобы не один только народ был спасен, а все народы. Он пришел спасти нелюбимых и нелюбящих, тех, кого некому любить, и тех, кто никогда не думает о Нем, тех, кто уже знает Его любовь и тех, кто отвергает ее. Блаженный Августин говорит, что Бог так любит всех нас, как если бы каждый из нас был самый любимый и единственный для Него. Однако зло берет все большую силу в мире, и никто не устоит во времена антихриста, кроме тех, кто запечатлен Крестом.
Протоиерей Александр Шаргунов
Добавить комментарий