«Призри на Смирение»
Само именование иконы «Призри на смирение» зовет нас молиться Божией Матери прежде всего о даровании смирения, покаяния и терпения — трех главных основаниях, на которых зиждется христианская жизнь. Они неразрывно связаны друг с другом, но впереди идет смирение, потому что гордость является причиной всех грехов и присутствует в каждом грехе.
Святые отцы говорят, что есть два рода смирения. Человеческое — от видения своих грехов и последующего за ним покаяния и терпеливой борьбы с ними. И Божественное — в котором полнота Христовых добродетелей. Бог гордым противится, а смиренным дает благодать. Чем выше человек, тем более он смиренен. Жизнь крепко смиряет нас болезнями и скорбями, и мы должны молиться Господу и Божией Матери не только об избавлении от внешних бед, но в первую очередь о том, чтобы научиться извлекать из них духовную пользу. Потому что слишком многие из нас не хотят смириться и покаяться.
«Яко призре на смирение Рабы Своея», — исповедует Матерь Божия. Этой тайне жизни Она научилась у Своего Божественного Сына, Который дал заповедь: «Научитесь от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем». Евангелие показывает нам, как происходило у Нее это научение.
Зная, что Она Матерь Господа, Пречистая Дева в совершенном доверии обращается к Нему: «Чадо!» (Лк. 2, 48) — к этому великому Богу, Которому ангелы служат с благоговением. И Бог, восхотевший быть Младенцем, не отвращается этого имени. И далее Евангелие уточняет: Он «был в повиновении у них». Кто был в повиновении? И у кого в повиновении? Бог в повиновении у людей. Бог, повторим, Которому повинуются Начала и Власти, и Силы, Бог в повиновении у Пречистой Девы. И не только у Нее, но также у праведного Иосифа — из-за Нее.
Встанем потрясенные перед этой тайной, не зная, чему больше изумляться — кроткому снисхождению Сына Божия или непостижимому достоинству Пречистой Девы. То и другое чудесно и непостижимо. То, что Бог повинуется Жене, — это смирение, какого не бывало. Чтобы воздать девам высшую похвалу, Церковь поет: «За Нею ведутся к Тебе девы» (Пс. 44, 15) — они следуют за Нею и за Агнцем, куда бы Он ни пошел (Откр. 14, 4). Какие похвалы принесем мы Той, Которая предваряет Его?
Человек, научись повиноваться, земля, научись послушанию, прах, научись поклоняться Творцу, говорят святые отцы, потому что опытно знают, как трудно овладеть этой «наукой из наук и искусством из искусств». «Призри на моление раб Твоих, Всенепорочная, утоляющи лютая на ны востания», — молимся мы Божией Матери об этом даре. Евангелие говорит: Спаситель «был в повиновении у них» — у Приснодевы Марии и у праведного Иосифа. Устыдись, горделивый разум: Бог смиряется, а ты — превозносишься! Бог повинуется людям, а ты, желая командовать людьми, ставишь себя на место твоего Творца. Ибо всякий раз, когда я испытываю желание властвовать над мне подобными, я силюсь поставить себя выше Бога. И свидетельствую, что не знаю ничего о Божественных вещах.
Он «был в повиновении у них». Те, кто уклоняется от этого прямого пути, не могут следовать за Агнцем, куда бы Он ни пошел. Вне всякого сомнения, смиренный, потерявший свое девство, или гордый девственник, следуют за Агнцем, но они не следуют за Ним всюду. Кто не может подняться до чистоты Непорочного Агнца, тот не сможет сойти до Его кротости, когда Он не только перед «прямо стригущего Его безгласен», но и перед тем, кто убивает Его. Однако грешник в своем смирении избрал более благоразумную часть, чем гордый в своем девстве, поскольку смиренное покаяние первого очистит его от скверны, в то время как гордость второго осквернит его чистоту.
Но блаженна Пречистая Дева, у Которой не было недостатка ни в смирении, ни в девстве. Ее девство было столь удивительно, что стало Ее вечным сиянием, и его плод украсил Ее небесной славой. Ее смирение было столь исключительно, что Ее плодоносное девство не надмевает Ее, а возвышает. И рождение Ею Сына было столь несравненно, что сопутствовало одновременно девству и смирению.
Пусть те, кто сподобился христианского брака, почтут целомудрие в тленной плоти. А те, кто хранит святое девство, узнают плодоношение в Приснодеве. Будем все молить Божию Матерь о даре смирения. Прославим Бога вместе с ангелами, возвещающими о явлении в мир Спасителя, и воздадим честь Матери их и нашего Царя — Того, Кто строитель их небесного града и восстановитель нашего рода.
Протоиерей Александр Шаргунов
Добавить комментарий