Слово в Неделю о Страшном Суде. Иконы Божией Матери «Взыскание погибших»
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Неделя о Страшном Суде — это напоминание Церкви о Втором Пришествии Христовом. В это же воскресенье — праздник иконы Божией Матери «Взыскание погибших». И празднование Сретения Господня совпадает в этом году с воспоминанием Церкви о Страшном Суде. Это такое же значительное совпадение, как и в прошлое воскресенье, когда мы совершали память святых новомучеников и исповедников Российских в Неделю о блудном сыне.
Несколько слов об иконе «Взыскание погибших». Икона Божией Матери «Взыскание погибших» стала чудотворной в восемнадцатом веке после того, как благочестивый крестьянин Феодот Обухов из селения Бор Калужской губернии, возвращаясь из храма после праздника, где он молился перед иконой Божией Матери, попал в страшную снежную бурю. На дворе стоял лютый мороз. Сбившись с пути, крестьянин остановился у оврага, в бессилии и отчаянии выпряг лошадей, привязал их к оглоблям, а сам, закутавшись, лег в сани, сознавая, что замерзает. В своем угасающем сознании он успел только увидеть ту икону, перед которой молился в храме («Взыскание погибших»), и воззвал к Божией Матери о милости. Через некоторое время другой крестьянин из близлежащего селения услышал под окнами своего дома голос: «Возьми». Он вышел на улицу и увидел в санях замерзающего Феодота Обухова — своего друга, чудесным образом оказавшегося в этом месте и спасенного заступничеством Божией Матери. Это и есть то чудо, после которого по просьбе спасенного в беде человека была написана икона Божией Матери «Взыскание погибших», память которой Святая Церковь празднует сегодня.
Икона Божией Матери «Взыскание погибших» всегда почиталась в России, в Москве. Само ее наименование говорит о том, что Божия Матерь всегда готова взыскать тех, кто погибает. Она молится там, где уже отчаяние, и там, где уже нет никакой надежды на спасение. Она молится и за погибающих в пороках, и за страждущих в безнадежных болезнях. Она заступается вместе с матерями в их молитвах за погибающих детей. И конечно, смысл этой иконы — в молитве Божией Матери, которая достигает того, перед чем мы сегодня предстоим: перед памятью о Страшном Суде, когда Пришествие Христово будет предварено явлением антихриста — «человека беззакония».
Об антихристе святые отцы говорят, что он не только в беззакониях будет зачат, в беззакониях родится и с самого начала своей жизни обнаружит свое беззаконие, но, более того, всем смыслом своей деятельности поставит совращение в беззаконие как можно большего числа людей. И за беззаконие наше: за то, что мы допускаем пришествие «человека беззакония» в мир, Господь пошлет великие беды на землю. Наступит та зима, о которой возвещает нам Евангелие. Та духовная зима, та лютая стужа духовная, которая будет состоять из многочисленных бед.
«Тогда наступит великий голод, — говорят святые отцы, — так что ни за какие деньги, ни за какое золото нельзя будет купить хлеба». Будет великое развитие всего вещественного — техники, но есть будет одновременно нечего. Нечего будет пить и нечем будет дышать — все будет отравлено. И такие болезни придут к людям, что живые будут не успевать хоронить умерших. Грядут великие бедствия, так что, как говорит Писание, «небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят» (2 Пет. 3, 10). И «…солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются» (Мф. 24, 29) за беззакония, которые совершает человек.
Оттого, что так велико будет беззаконие, прекратится смысл существования человека, смысл продолжения существования земли. Когда это наступит? «Судя по Писаниям, — говорил святой Силуан Афонский, почти наш современник, — и судя по характеру нынешнего народа, конец близ, при дверех». Эти слова он говорил в тридцатые годы нашего века, а если сказать о наших, девяностых годах, то как быстро к этому концу продвинулось человечество! Разве не на наших глазах недавно были такие страшные бедствия, как Чернобыль, как открытое уже, всем миром одобряемое беззаконие расстрела невинных людей. Всем миром одобряемое! — признак, о котором святой апостол Павел говорит, как о последнем пределе долготерпения Божия. Разве не на наших глазах созидаются Содом и Гоморра, о которых Спаситель говорит, что это уже кончина времени?
Все это пока только знамения, знаки близости конца. Но все так быстро, с таким ускорением происходит, что мы должны быть готовы ко всему, что может послать нам Господь. Мы должны быть ко всему готовы. Мы должны хранить свою душу и не страшиться ничего, какие бы беды ни были посланы на землю. Даже если у нас будут все отнимать, даже если тела наши будут предавать огню, мы должны все принимать от Господа и молить Его только о том, чтобы Он сохранил нашу душу и ту благодать Духа Святаго, которую Он дает тем, кто хранит Ему верность. Мы должны молить Господа о том, чтобы смогли сохранить Ему эту верность, страшась всякого греха в мире, где грех становится обыденным явлением, и оберегая себя от малейшего греховного приражения.
Каковы же знамения Второго Пришествия Христова? Мы не ищем никаких знамений, кроме одного единственного: знамения Креста на земле, который все более ощутим и все более видим нами по мере того, как наша жизнь исполняется скорбей; и кроме знамения Креста на небе, которое будет предварять Второе Пришествие Христово. Креста, который воссияет, как солнце. Тогда придет Господь в славе Своей со святыми ангелами судить всех живых и мертвых.
И станет пред Ним все человечество, верующее и неверующее — праведники и грешники. И Он отделит праведников от грешников, добрых от злых, как пастырь отделяет овец от козлов. Тогда скажет Господь праведникам: «»Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира» (Мф. 25, 34) — за то, что вы сохранили веру, за то, что вы соблюли верность в годину лютых испытаний». И скажет Он грешникам: «Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его» (Мф. 25, 41) гореть вместе с диаволом во веки веков.
Кто мы с вами? Праведники или грешники? Если праведники, то мы благословлены трижды: во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Кто из нас готов сегодня предстать пред Господом славы? Если мы грешники, то каково должно быть наше покаяние? Понимаем ли мы, каково должно быть наше покаяние, потому что это сретение, эта встреча с Богом будет впервые во всей полноте, лицом к лицу с Богом Живым? И кто устоит на этой встрече?
Есть только одно знамение, предваряющее пришествие Христово и дающее нам надежду на помилование. Это — Крест Христов. И заступничество Божией Матери «Взыскание погибших», Которая всегда, во всей нашей жизни, во всех наших опасностях и бедах, в час нашего исхода отсюда и на последнем Страшном Суде ходатайствует, молится пред Своим Сыном о помиловании всех грешных и погибающих.
Мы должны увидеть два этих знамения — Крест Христов и заступничество Божией Матери. И, прежде всего, мы должны благодарить Господа за те скорби и страдания, которых Он сподобляет нас для того, чтобы мы были причастниками Его Креста. Мы должны кланяться сугубо Кресту Христову, осенять его знамением свои мысли, свои чувства, все свое естество, всю жизнь свою так, чтобы и нам быть сораспятыми, как говорит Апостол, со Христом. И будем особенно молиться Божией Матери в эти дни апокалиптической зимы с упованием на невозможную милость Господню для нас и наших близких. Аминь.
Всенощное бдение 17 февраля 1996 года
Добавить комментарий