Слово на Вселенскую родительскую (мясопустную) субботу

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня Господь утешает нас большим утешением о наших дорогих и близких, чтобы, как говорит апостол Павел, мы не были теми, кто не имеют упования и надежды, не верят в жизнь, а верят в смерть. Чтобы мы не унывали от разлуки с нашими ближними, потому что эта разлука обещает им встречу с Господом.

Наш Бог не есть Бог мертвых, но Бог живых, и у Бога все живы. Живы как здесь, так и там. И как здесь, так и там могут быть мертвы. Живы у Бога так, что эта жизнь, которая исходит от Бога Живого, дается людям, которых Бог сотворил не для смерти, а для жизни. Святитель Иоанн Максимович (великий праведник нашего века, недавно прославленный Зарубежной Церковью) после того, как совершилось уже его отпевание и погребение, в сонном видении явился одной из своих духовных чад, чтобы утешить ее словами: «Скажите народу, хотя я и умер, но я — жив». Все святые живы жизнью Христовой, и Церковь говорит, что быть живым — значит быть святым, и быть святым — значит быть живым.

Жизнь заключается в нашем общении с Богом, а отпадение от Бога есть смерть. И мы знаем, что есть избыточествующая жизнь — жизнь будущего века, когда явится в полноте все, для чего предназначен человек. Но прежде мы совершаем свой путь на земле, где мы тоже живы, но живы только той жизнью, которая во Христе. Можно быть полуживым и полумертвым здесь, на земле, точно так же, как полуживой и полумертвой может оказаться человеческая душа после своего земного исхода. И если все-таки эти полуживые и полумертвые души еще не постигла вторая вечная смерть, оттого что они совсем отвернулись от Господа; если они устремлялись к Богу, но не достигали Его своею жизнью, то сегодня Церковь молится в надежде, чтобы это было им дано. И мы должны очень ясно понимать, что между нами и теми, которые уже пришли туда, есть только одно расстояние, которое заключается в нашей отдаленности от Бога.

Однажды в храм пришла женщина и спросила, как ей молиться за своего мужа. Она не знала, что с ним произошло, хотя уже несколько лет, как он пропал без вести: ушел из дома и не вернулся. Как она должна молиться за него? Поминать ли его, как живого, или как умершего?

Знаменитый святитель Церкви Христовой святой Иоанн Милостивый, патриарх Александрийский, рассказывал о необычном случае, свидетелем которого он был. Во время войны с персами в плен попали многие христиане. Некоторые из них вернулись домой, бежав из темницы, и сообщили об одном человеке, который на самом деле был жив, что он умер. Для большей убедительности они добавили, что сами принимали участие в его погребении. Близкие и родные этого человека отпели его и совершили поминовение о нем в церкви.

Прошло несколько лет, и этот человек вернулся из плена. Тогда его близкие рассказали ему, что они молились о нем как об умершем. Он спросил: «В какие дни вы совершали это поминовение?» Ему ответили, что это было накануне Крещения — Богоявления Господня, в Пасху, в Пятидесятницу и еще в некоторые другие памятные дни. И человек с изумлением воскликнул, что именно в эти дни в темницу, где он, находясь в плену, сидел, прикованный цепями, являлся некий светоносный муж и освобождал его от цепей, так что он мог легко и радостно, как отроки в пещи Вавилонской, ходить в течение этого чудесного освобождения, но потом снова оказывался закованным.

Так Господь давал ему большое утешение. И не только этой внешней свободой, ибо и сердцем чувствовал окованный цепями человек благодать Божию — прикосновение к той вечной жизни, которой жив каждый человек. И если бы мы молились о здравии умершего человека, то Господь сделал бы то же самое, даровав этому умершему человеку, который находится в другой уже темнице, утешение и свободу молитвами Церкви Христовой. Даровал бы то здравие, которое исходит от Жизни непрестающей.

Этот необыкновенный случай говорит о том, что хотя от нас часто сокрыты какие-то самые обычные земные события, но не скрыто самое главное: что Господь есть Бог живых, и какою бы молитвою мы ни молились Господу (только бы она была молитвою об их спасении, об их утешении, истинном и вечном), — Он непременно даст облегчение. «Как Сам желаешь, и как Сам знаешь, — говорил преподобный Антоний Великий, — только спаси этого человека и помилуй его».

Будем молиться за всех, кто нуждается в нашей молитве. А в молитве нуждаются все. Преподобный Ефрем Сирин — великий праведник, молитвой которого мы уже с предстоящей недели (со среды и пятницы) будем молиться в течение всего Великого Поста, — оставил свое посмертное завещание, когда отходил из этого мира, в котором, прежде всего, просил совершать о нем поминовение, и особенно — за Божественной Литургией.

Если такой святой человек сознавал, что он нуждается в молитве всей Церкви, то что сказать о других? О тех, которые нуждаются в этой молитве так, как умирающий от жажды нуждается в капле воды, или как умирающий от голода — в крошке хлеба. И среди тех, за кого мы молимся, может быть, тоже есть праведники, не прославленные еще, как прославлен преподобный Ефрем Сирин, но которые также просят нас о молитве, и эта молитва возвращается к нам, давая нам утешение на земле.

Вспомним, что случилось с апостолом Павлом, когда он совершал свое миссионерское путешествие, чтобы донести до людей, которые ничего не знали о Христе, весть о Воскресении Христовом, о Его победе над смертью. Презирая всякие опасности и страх смерти, святой апостол Павел плыл на корабле, и во время одного из этих путешествий его корабль попал в страшную бурю, так что казалось, что все неминуемо погибнут. И когда апостол Павел молился Богу о том, чтобы продолжился путь его благовестия, Господь известил его, что на этом корабле все будут спасены. Спасены ради того, чтобы сохранить жизнь одного человека — апостола Павла.

Святой Иоанн Златоуст говорит, что если ради одного человека, ради его молитвы все были спасены, то когда мы молимся за усопших, если есть такой праведник, если есть святой среди молящихся здесь или там (а Церковь небесная тоже участвует вместе с нами в нашей молитве), то неужели Господь не спасет ради одного этого праведника очень многих, которые как будто бы и не заслуживают по своей жизни милосердия Господня?

Будем же сегодня и всегда, до последнего нашего исхода, до последнего часа земной человеческой истории, до Страшного Суда, когда еще участь очень многих душ не определена окончательно и когда многие из них, пребывая даже в аду, как говорят святые отцы, имеют способность воспринять благовестие рая, — молиться за них всею Церковью, земной и небесной. Будем просить в молитвенники и в ходатаи за всех Самого Господа — Спасителя нашего, Который Своей Кровью омывает грехи всех, от века усопших христиан, имена которых поминаются на проскомидии. Будем сегодня просить об этом Господа, Который дарует всем утешение накануне завтрашнего воспоминания о Страшном последнем Суде. И дай Бог, чтобы это прикосновение жизни — благодать Христова, как память о том, что мы живы в Господе, была дана нам здесь. А там — дана была нашим усопшим близким и всем, за кого предстательствует сегодня Церковь и Сам Спаситель наш Господь Иисус Христос. Аминь.

Божественная Литургия 17 февраля 1996 года

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.